НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
методическая разработка (старшая группа)
Семья ребенка, в которой он растет и воспитывается, и детский сад — это самые главные организации для социального развития ребенка. Хотя воспитательные функции этих органов разные, но для того, чтобы ребенок развивался, требуется их тесное взаимодействие. Детский сад имеет важное значение в жизни ребенка, так как здесь он получает не только образование, но учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности. Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста без привлечения и участия его родителей к образовательному процессу невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Мандлуева Л.А.
МБДОУ «Боханский детский сад №1»
Семья ребенка, в которой он растет и воспитывается, и детский сад — это самые главные организации для социального развития ребенка. Хотя воспитательные функции этих органов разные, но для того, чтобы ребенок развивался, требуется их тесное взаимодействие. Детский сад имеет важное значение в жизни ребенка, так как здесь он получает не только образование, но учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности. Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста без привлечения и участия его родителей к образовательному процессу невозможно.
Только в семье у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство само ценности под влиянием особенной эмоциональной обстановки, я считаю, что сотрудничество педагогов и родителей — это залог счастливого детства!!!!!
В практике детского сада чаще используются традиционные формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, консультации, папки- передвижки, практикумы- семинары), в современном дошкольном образовании особую актуальность приобретают нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи, что в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Эффективной формой сотрудничества являются встречи в Семейном клубе. Участниками этого клуба являются все желающие родители воспитанников моей группы. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательного образовательного процесса проблем, с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать наиболее интересную для себя тему встречи. В проведении встреч в семейном клубе принимают участие педагоги детского сада, медицинские работники, приглашенные специалисты медицинских, культурных, образовательных учреждений.
В клубе у каждого из родителей есть возможность почувствовать себя ребенком и поиграть, обменяться опытом положительного семейного воспитания, задать интересующие вопросы, научиться элементарным методам и приемам оздоровления, воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, объединиться в дружный родительский коллектив.
Не менее эффективной формой взаимодействия является «Душевный разговор»: где также со специалистами (учитель –логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) разбираем общие проблемы детей (в общении со сверстниками, агрессивность и др.) Такие встречи могут быть рассчитаны не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.)
Удачной считаю следующую форму взаимодействия с родителями «Педагогическая гостиная». Я ее использовала в начале и в конце года. На таких встречах обсуждали участие родителей в различных мероприятиях. Проводила анкетирование и социологический опрос, используя телефон доверия, горячую линию, почтовый ящик.
Проходило обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализировались прошедшие и подводились итоги. В начале года анкетирование проводила для того, чтобы ближе узнать ребенка, его особенности. Родителей знакомила с мероприятиями, запланированными на год, слушала предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводили итоги прошедшего года, давали оценку и анализировали достижения и ошибки, вручали благодарственные письма.
А такие формы взаимодействия с родителями, как выставки совместных творческих работ, театрализованные спектакли, копилка добрых дел просто бесценны! Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения.
В группе создана психологически комфортная среда для эффективного сотрудничества. У каждого из родителей есть возможность выбора, в каком мероприятии принять участие и реализовать свой творческий потенциал. Главное, чтобы ребенок смог почувствовать, что родители всегда рядом, что они всегда готовы поддержать, помочь преодолеть трудности, сделать жизнь детей в детском саду содержательной и интересной.
Незаметно формируется традиция «быть вместе», а ребенок испытывает гордость за своих заботливых и любящих родителей:
- Театрализованные спектакли («Под грибом», «Репка») способствовали установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители стали более открытыми для общения, в дальнейшем мне было проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
- «Копилка добрых дел». Очень часто родители привлекаются к помощи в благоустройстве детского сада, группы. Они красят, строят, сажают деревья, кустарники и цветы, участвуют в различных конкурсах. Все слова благодарности и фото можно хранить в папке, под названием «Копилка добрых дел». Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников при их разнообразном использовании дают хорошие результаты. При этом родители стали активными участниками всех мероприятий группы и незаменимыми помощниками. Они начинают понимать, что это все нужно не потому, что это надо воспитателю, а потому, что это необходимо для развития их собственных детей. Только в процессе длительного и кропотливого труда, при котором все идут к определенной цели, возникает взаимодействие родителей и дошкольного образовательного учреждения.
- Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («ко Дню матери», «Наша малая родина», карта Боханского района). Коллективными работами украшаются приемные и групповые комнаты.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Проведенная работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка пред школьный период жизни. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг!!!
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" – М,:ТЦ Сфера, 2023.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М,:ТЦ Сфера, 2023.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Дорофеевой Э. М. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. — С-П.: Детство-Пресс, 2013.
Смолина, Т. А. Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении / Т. А. Смолина, А. П. Агентова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7147/ (дата обращения: 19.11.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников....
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Нетрадиционное родительское собрание в форме «круглый стол» в средней группе «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».Повестка дня:1. «Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педаг...
Статья " Использование новых форм работы с родителями – фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"
Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения....
консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...

памятка для воспитателей " Успешное взаимодействие детского сада и семьи"
Памятка для педагогов дошкольных учереждений по успешному взаимодействию детского сада и семьи....

Нетрадиционные формы организации родителей как залог успешного взаимодействия детского сада и семьи
В практике детского сада чаще используются традиционные формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, консультации, папки- передвижки, практикумы- семинары), в современном дошкольном образ...