"Мультфильмы. Влияние на речь ребенка"
консультация (младшая, средняя группа)
О вреде просмотра мультфильмов и в чем он проявляется. Снижение памяти, внимания и мотивации, развитие зависимости... Что же делать? Советы и рекомендации родителям дошкольников по просмотру мультфильмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультфильмы. Влияние на речь ребенка.
Сейчас в интернете и по телевизору идет много так называемых «развивающих» мультфильмов. Есть целые каналы, посвященные только мультфильмам. Это очень удобно для родителей – заняться домашними делами, включить ребенку телевизор и думать, что ты ничего не делаешь, а ребенок сам развивается. Как бы не так!
Сколько бы ребенок не смотрел мультфильмов, речь у него не появляется и интеллект не развивается. Речь у ребенка появляется только от прямого общения с ним. (Кстати, точно также не работают и аудиосказки).
Сначала у ребенка должно сформироваться предметно-действенное мышление и только потом на его основе формируется наглядно-образное мышление. Т.е. ребенок сначала должен научиться понимать окружающий мир, попробовать своим телом, получить всю гамму эмоций ( и положительных и отрицательных). И только потом, после многократных повторов мамы или воспитателя в детском саду, у него включается «экстраполяция» - перенос: я вчера споткнулся упал, сегодня споткнулся и упал, сегодня мама говорит «не беги, а то упадешь», и я понял, что этого делать не нужно. И после этого можно заняться формированием наглядно-образного мышления, чтобы можно было понять происходящее в мультике: «Мама, а почему зайчик плачет?» - «Он упал. Помнишь, ты упал, поцарапал коленку и плакал? Вот и он – упал и плачет»
Для развития наглядно-образного мышления лучше подходят картинки и книги для детей раннего возраста с большим количеством качественных иллюстраций. Где одно событие, показанное на картинке, мама объясняет в течение одной-двух минут. Тогда ребенок может понять, что здесь происходит. Мультфильм здесь бесполезен, так как в нем все происходит слишком быстро. Объяснить маме все события мультика не получается. Или же его придется останавливать на 1-2 минуты каждые несколько секунд, чтобы объяснять. Потому что самостоятельно осмыслить увиденное, маленький ребенок не в состоянии, т.е. смотрит мультфильм как череду мелькающих ярких пестрых образов, мало отличающихся от простых цветовых пятен, диалоги персонажей ему не понятны, а песенки (такие навязчивые!) не несут смысловой нагрузки.
Таким образом, для того чтобы мультфильм стал развивающим, маме нужно объяснять все, что происходит, и пятиминутный мультик растягивается на целый час. Если же ребенок будет смотреть мультики самостоятельно, не будучи к этому подготовленным, у него снижается качество внимания, памяти и мотивация.
Почему логопедов так беспокоит качество высших психических функций маленького ученика? Потому что от этого зависит длительность и результат коррекционной логопедической работы.
Двухлетние дети, которые не смотрят мультфильмы, могут спокойно заниматься 30 минут, переключаясь с задания на задание, а пятилетки, которые постоянно смотрят мультфильмы, могут продуктивно заниматься всего 5 минут.
Снижение памяти у детей, которые часто смотрят мультики, приводит к многократному повторению тем, уже пройденных на логопедических занятиях, что приводит к увеличению количества логопедических занятий в несколько раз до достижения необходимого результата, и, разумеется, к росту недовольства ученика.
Снижение мотивации у ребенка на логопедических занятиях идет параллельно со снижением мотивации к любой продуктивной деятельности ребенка. А значит, ребенок капризничает и ноет на занятиях и одновременно с этим не слушается маму.
ПОЧЕМУ ИЗ-ЗА ЧАСТОГО ПРОСМОТРА МУЛЬТФИЛЬМОВ СНИЖАЕТСЯ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МОТИВАЦИЯ?
- Частая смена ярких картинок, событий на экране приводит к быстрой утомляемости мозга, и ребенку начинает все быстро надоедать. В результате формируется неустойчивость внимания, которая выражается в том, что ребенок не может долго заниматься не только с логопедом, но даже долго играть в свои любимые игрушки. У него дома могут быть сотни игрушек, которые будут просто лежать без дела, а ребенок будет скучать и просить все новые и новые «пятиминутные» игрушки.
- Снижение памяти у детей из-за просмотра мультфильмов происходит из-за отсутствия практического смысла в этих мультфильмах. Когда в жизни ребенок падает – он запоминает, что это больно, и старается не повторять свою ошибку. Когда ребенок ест мороженое, а оно ему нравится, он запоминает, что это вкусная штука. От мультфильма ни больно, ни вкусно. Поэтому необходимости в запоминании нет. И тренируется процесс забывания, но он касается не только мультфильмов, а всей деятельности ребенка. В результате маме для того, чтобы ребенок чему-то научился, приходится напоминать ему в несколько раз больше. Вместо 5-7 повторов о том, чтобы положить игрушку на место (для приучения к порядку) – тратятся десятки-сотни напоминаний. Кроме того, у маленького неговорящего или плохо говорящего ребенка нет ресурсов для запоминания – нет нужных слов… Неструктурированные образы, промелькнувшие перед глазами, не оставляют в памяти никаких следов-названий, и мозг научается «не помнить».
- Мотивация. Частый просмотр мультфильмов снижает мотивацию ребенка по двум причинам. Во-первых, мультики используют яркие цвета и звуки, и ребенок, который часто смотрит мультики начинает смотреть на окружающий его мир как на серое, тусклое болото, куда не хочется приходить… Во-вторых, это эмоции. Для того чтобы привлечь ребенка, мультики гипертрофированно показывают эмоции, и используют их очень ограниченное количество: веселье (смех), страх, агрессия. Когда какие-либо эмоции более ярко выражены, они мешают проявлению и пониманию остальных эмоций. И у ребенка эти остальные эмоции не развиваются, а подавляются. В результате ребенок требует внимания только к себе. Оказывать внимание, проявлять сочувствие, сопереживание ни маме, ни папе, ни братику он не может. Поэтому, чтобы родителям такого ребенка чего-то от него добиться, приходится его часто наказывать (понимание эмоций страха) либо использовать подкуп («я тебе потом включу мультики»).
ЧАСТЫЙ ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ РАЗВИВАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ
Когда ребенок занимается хорошим делом – у него проявляется чувство насыщения: когда ест – он наедается, когда бегает с друзьями – он устает, когда в игрушки играет – рано или поздно ему надоедает играть в одну и ту же хорошую игру. И только мультфильмы, смартфоны, планшеты – чем больше он смотрит, тем больше он смотрит.
Проявления психической зависимости у ребенка такие же как у взрослых с патологическими зависимостями: такие дети раздражительны, капризны, устраивают скандал при попытке лишить их объекта зависимости, у них неустойчивая психика, обидчивость, плаксивость, агрессивность, нарушенные социальные связи в семье и с окружающими. Эти дети непослушны. Они теряют интерес ко всей окружающей жизни кроме объекта зависимости.
Лечение только одно – срочно прекратить пользоваться гаджетами и смотреть мультфильмы. Дети это переживают проще, чем взрослые: одна-две недели без мультфильмов и ваш ребенок начинается слушаться вас, любить, ему становится интересно и заниматься с логопедом, и посещать кружки, и даже помогать маме по дому.
А для того, чтобы у вас была возможность заниматься домашними делами, а ребенок вам не мешал, но при этом не вредил своему здоровью, а самостоятельно развивался, нужно научить его играть в игрушки, потому что многие дети сейчас играть в игры не умеют. Знают только одну игру – «коллекционер игрушек» и слово «купи».
ЧТО ГОВОРЯТ УЧЕНЫЕ О ДЕТЯХ И МУЛЬТФИЛЬМАХ?
Мультфильмы не рекомендуется смотреть детям до 2 лет, потому что:
• Их просмотр отрицательно сказывается на гармоничном развитии нервной системы, излишне ее возбуждая;
• Негативно влияет на мышцы глаз. Глаза детей не приспособлены к частой смене картинок;
• Ребёнок не видит артикуляции произношения;
• Ребёнок лишается возможности тренировать навык невербального диалога;
• Мультфильм не может подстроиться под слуховое восприятие ребёнка, что снижает развитие понимания речи;
• Постоянный просмотр мультфильмов лишает ребенка сенсорного восприятия этого мира.
В мультфильмах еще одна особенность – это массовость вовлеченных в этот процесс. И мы часто думаем – все дети смотрят, значит это полезно. Более того, многие специалисты поддаются влиянию массового мнения. Хотя в логопедии в университетах – нет ни слова ни в одном предмете о пользе мультфильмов.
Польза картинок, чтения книг, реальных игр для развития речи огромна, и изучается в логопедии и педагогике подробно (один из основных принципов педагогики – принцип наглядности), существуют четкие нормативы и требования, предъявляемые к качеству дидактического наглядного материала.
При этом еще в старой логопедии уделялось внимание обучению с использованием новых технологий. Например, в приказах (более 30 лет назад) об оборудовании логопедического кабинета были требования о телевизоре, видео и аудио магнитофонах. Но цель была не в том, чтобы показывать это детям – цель была показать родителям и другим специалистам – как проводились занятия.
Если отвлечься от того вреда, который наносит просмотр мультфильмов физиологии ребенка, остается вопрос – почему же эти «развивающие» штуки не развивают ребенка? Дело в отсутствии обратной связи «человек-человек» или даже «человек-машина». Здесь от ребенка не требуется осознаваемых действий, он не получает эмоциональной реакции или оценки своих действий. А от живого общения (или общения через средства видеосвязи) – ребенок получает сразу же эмоциональную реакцию на свои действия взрослого (родителя или педагога), находящегося с другой стороны, независимо в реале или через скайп.
Что же делать?
СОВЕТЫ ПО ПРОСМОТРУ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Детям 2 лет разрешается просмотр мультфильмов, но в режиме 10 минут в день совместно со взрослым.
После 2 лет, вдумчивый подбор мультфильмов для просмотра и правильная работа с ними может помочь в развитии речи:
- сначала просмотрите мультфильм сами. Так вы сможете отфильтровать те мультфильмы, которые, по вашему мнению, могут навредить ребёнку;
- выбранный мультфильм не должен содержать насилия и агрессии;
- мультфильм должен расширять представления ребенка об окружающем мире, давать возможность узнать много новых слов и фраз, опираться на уже имеющийся опыт ребенка или немного его превышать (так чтобы мама могла объяснить новые для ребенка события и действия.
- хорошее качество мультфильма (чистые цвета, четкие контуры, нет слишком быстрого мелькания кадров, содержание соответствует реальному миру, доступно пониманию малыша). Смотрите советские мультфильмы – они более плавные и не слишком яркие, персонажи в них чаще похожи на реальных животных и людей.
- мультфильмы для детей младше трёх лет должны быть короткие, не длиннее 5-7 минут. Такие короткие сюжетные истории не будут перегружать психику вашего малыша.
- в процессе просмотра – подсказывайте ребенку, что там происходит, называйте явления и действия, которые показаны, но не названы. В конце обсудите увиденное с ребёнком, вместе вспомните сюжет, поступки главных героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-435347-1397189405.jpg)
Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.
В даном буклете содержится информация о пользе и вреде мультфильмов, а также рассматривается вопрос о влиянии негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка. Данная информация полезна педагогам и ро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-633437-1431598023.jpg)
Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка
Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка. «Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона.[[{"type"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-827262-1476107838.jpg)
Конспект родительского собрания «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10916864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"480"}}]]Важные этапы формирования личности детей происходят до 7...
Элементы кинезиологических упражнений и их влияние на речь ребенка.
Влияние кинезиологических упражнений на развитие речи ребенка. Переченьупражнений с описанием. Обязательные условия для получение максимального результата....
Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка
Миофункциональная гимнастика для детей занимает в логопедии особое место наряду с лечением с помощью трейнеров. Специальные упражнения помогают скорректировать возникшие нарушения, избавитьс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/22/picture-1317082-1613994784.jpg)
"Влияние мультфильмов на развитие речи ребенка"
Рекомендации для родителей на тему речевого развития детей посредством мультфильмов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1358336-1635312301.jpg)
Родительское собрание Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка
Огр.проект и конспект родительского собрания в младшей группе"Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка"...