«Компьютер - друг или враг?»
консультация (подготовительная группа)

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о таком предмете, который так прочно вошёл в нашу жизнь, что без него мы чувствуем себя порой как без рук. Он есть и даже не один у каждого из вас. Что же это? Конечно, это компьютер. Мы живём в XXI веке, и  нам никуда не деться от научно-технического прогресса. Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым аспектом для гармоничного развития личности. Часто приходиться слышать такой вопрос: «Подпускать или нет дошкольников к компьютеру?».  Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее! Иными словами, нужна «золотая середина».

   Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе.  Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

   Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!», «Сначала подумай, а потом пиши!», «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

   Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем. И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

   Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

    Но не стоит забывать, что маленький ребёнок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нельзя забывать  о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

 

 

   Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребёнка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику.

   Советую обратить Ваше внимание на следующие моменты:

1. Для ребёнка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 10 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.         

2. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. Хороший стул снижает нагрузку вдвое. Подойдет специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Он позволяет изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ёрзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Стол должен быть компьютерным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Когда ребенок рисует или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна располагаться на 7-10 см ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, к тому же заставляет ребенка периодически изменять позу.        

3. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз.  При этом расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.                            4. Очень полезно принимать в пищу витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения.                5. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе

 

 

нарушится нормальная работа внутренних органов.                                            6. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.                                    7. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.                                                                                    8. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.                                                                                                        9. Самые жёсткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором. И не забывайте протирать экран монитора специальными салфетками. Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

   Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.

   Многие родители, часто недоумевают: «Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!» Позволю Вам напомнить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось, а вызовут лишь ответную агрессию.

   Интерес детей к компьютеру огромен, и Ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для Вашего ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Соблюдая правила работы на компьютере позволит Вам сохранить здоровье вашего ребёнка и одновременно открыть ему мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

   Подводя итоги, хочу напомнить Вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять

 

 

играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

   В дошкольном возрасте перед ребёнком открыт целый мир, познавать который помогут книги, прогулки, путешествия, живое общение - не стоит об этом забывать!

 

Если соблюдать все требования и правила, то компьютер не нанесёт вреда ребёнку, а польза его очевидна!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kompyuter_-_drug_ili_vrag_-_kopiya.docx430.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования Белореченский район

«Компьютер - друг или враг?»

Консультация для родителей

составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Елена Андреевна Новожилова

Март 2024 г.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о таком предмете, который так прочно вошёл в нашу жизнь, что без него мы чувствуем себя порой как без рук. Он есть и даже не один у каждого из вас. Что же это? Конечно, это компьютер. Мы живём в XXI веке, и нам никуда не деться от научно-технического прогресса. Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым аспектом для гармоничного развития личности. Часто приходиться слышать такой вопрос: «Подпускать или нет дошкольников к компьютеру?». Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее! Иными словами, нужна «золотая середина».

Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!», «Сначала подумай, а потом пиши!», «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем. И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

Но не стоит забывать, что маленький ребёнок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нельзя забывать о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребёнка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику.

Советую обратить Ваше внимание на следующие моменты:

1. Для ребёнка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 10 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

2. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. Хороший стул снижает нагрузку вдвое. Подойдет специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Он позволяет изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ёрзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Стол должен быть компьютерным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Когда ребенок рисует или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна располагаться на 7-10 см ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, к тому же заставляет ребенка периодически изменять позу.

3. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. При этом расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см. 4. Очень полезно принимать в пищу витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения. 5. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе

нарушится нормальная работа внутренних органов. 6. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. 7. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. 8. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления. 9. Самые жёсткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором. И не забывайте протирать экран монитора специальными салфетками. Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.

Многие родители, часто недоумевают: «Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!» Позволю Вам напомнить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось, а вызовут лишь ответную агрессию.

Интерес детей к компьютеру огромен, и Ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для Вашего ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Соблюдая правила работы на компьютере позволит Вам сохранить здоровье вашего ребёнка и одновременно открыть ему мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Подводя итоги, хочу напомнить Вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять

играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

В дошкольном возрасте перед ребёнком открыт целый мир, познавать который помогут книги, прогулки, путешествия, живое общение - не стоит об этом забывать!

Если соблюдать все требования и правила, то компьютер не нанесёт вреда ребёнку, а польза его очевидна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД на тему "Компьютер - друг или враг?"

Конспект открытого логопедического занятия с элементами ОБЖ на тему "Компьютер- друг или враг?" для детей подготовительной группы....

"Компьютер--друг,помощник или враг"

Беседа на тему: «Компьютер — друг, помощник или враг» Беседа на тему: «Компьютер – друг, помощник или враг? » Подготовила:  Керимова Любовь Александровна. Воспитатель  ГБДОУ «...

Рекомендации для родителей. Компьютер - друг или враг?

Материал содержит рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с детьми, которые имеют компьюретную, игровую зависимости....

Консультация для родителей "Компьютер-друг или враг"?

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые ...

Памятка для родителей «Компьютер друг или враг»

Памятка для родителей«Компьютер друг или враг»...

Компьютер - друг или враг?

Не нужно бояться умных машин, Ведь пользу большую несут они в жизнь. "Лишь ты позаботься о личном здоровье",- Такие компьютер нам ставит условия....

Консультация "Компьютер-друг или враг?"

Консультация для родителей...