Журнал для родителей "Этикет с малых лет"
занимательные факты
Если Вы читаете этот журнал, значит, он вызвал у Вас интерес! Тогда позвольте рассказать, что интересного и познавательного ждет Вас на страницах журнала. Итак…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik.docx | 106.27 КБ |
vstuplenie.docx | 15.31 КБ |
glava_1_istoricheskaya.docx | 1.34 МБ |
glava_2_krugosvetnaya.docx | 1.05 МБ |
glava_3_interesnaya.docx | 21.61 КБ |
4_pravila.docx | 342.63 КБ |
pravila_etiketa_v_stihah.docx | 1.94 МБ |
glava_5_igrovaya.docx | 357.05 КБ |
glava_6_skazochnaya.docx | 555.88 КБ |
glava_7_dlya_roditeley.docx | 728.72 КБ |
glava_8_povtorene-mat_uchenya.docx | 105.53 КБ |
zaklyuchenie.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖУРНАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЭТИКЕТ С МАЛЫХ ЛЕТ»
ПОДГОТОВИЛА:
Федорова И.В.
г. Оренбург
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ!
Если Вы читаете этот журнал, значит, он вызвал у Вас интерес! Тогда позвольте рассказать, что интересного и познавательного ждет Вас на страницах журнала. Итак…
МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ, И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ МУДРЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!!!
Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».
А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.
В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.
Наш журнал поможет Вам в доступной и увлекательной форме познакомить детей с историей этикета, с правилами и нормами поведения, принятыми в современном обществе. Ребята узнают, как приветствовать взрослых людей или друг друга при встречах, какие вежливые слова нужно произносить в различных ситуациях, как правильно беседовать с людьми, разговаривать по телефону, вести себя в общественных метах, дома, за столом, как дарить и принимать подарки.
В журнале Вы найдете беседы об этикете, авторские стихи, песенки, рассказы….. А для закрепления столь необходимых знаний – блок вопросов и тестов.
Данный материал поможет углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развить коммуникативные способности Ваших детей.
ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ!
А вы знаете, что такое «этикет»?
Этикет – нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.
Правила этикета – это волшебные правила, которые помогут вам стать воспитанными, вежливыми и дружелюбными. Зная эти правила, можно легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми людьми. Вы без труда научитесь правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…
Ну что, вы готовы учиться? Тогда за дело!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГЛАВА 3
«ЧТО – НИБУДЬ ИНТЕРЕСНОЕ ПРО ЭТИКЕТ…»
Уважаемые взрослые!
Без сомнения Вы знаете правила хорошего тона, соблюдаете этикет, но некоторые тонкости напомнить будет не лишним. А Вы, в свою очередь, расскажите о них детям.
1. Никогда не следует приходить в гости без предупреждения. Если гости Вас не предупредили о своем приходе, вы без тени смущения можете не делать уборку, а по дому ходить в халате, бигуди, да даже в косметической маске. Одна британская дама когда-то сказала, что при появлении незапланированных гостей она всегда надевала шляпу, туфли, брала зонтик. Если пришедший гость был ей приятен, всегда восклицала: «Ох, как же удачно, я только пришла». Если же гость ей был не в радость, она говорила: «Как жаль, мне уже пора уходить».
2. Считается дурным тоном предлагать своим гостям снимать обувь. О такой вещи они обязательно должны догадаться сами. Если же нет, то правила хорошего тона не для них.
3. Очень распространенной ошибкой является сушка зонта в раскрытом состоянии в гостях или офисе. Это можно делать исключительно у себя дома и желательно без гостей. Сушить же в гостях его необходимо поставив в специальную подставку или просто повесить. Кстати, такой вариант сушки и самому зонту предпочтительней – ткань купола сохраняется лучше.
4. Женская сумочка – странная вещь. Правила этикет диктуют и способ обращения с ней. Так, маленький клатч или вечернюю сумку можно положить на стол. Большую сумку стоит повесить на спинку стула, поставить на специальный стульчик или просто на пол. Однозначно на полу устраивается портфель! А вот ставить сумку на свой стул или на колени категорично воспрещается!
5. Считается откровенным недопустимым ношение целлофановых и бумажных пакетов в качестве сумки. Это упаковка! Допустимо использовать их исключительно для доставки покупок домой из супермаркета, но не более того. Во всех остальных случаях – моветон.
6. Мужчина вообще никогда не должен носить женскую сумку, а женское пальто может брать в руки исключительно для того, чтобы донести до раздевалки, а затем повесить и наоборот.
7. Домашней одеждой являются удобные брюки и свитер, но при этом они должны иметь приличный внешний вид. Такая одежда, как халат или пижама, предназначена исключительно для спальни и ванной комнаты.
8. Одна из самых распространенных ошибок совершается родителями. Вместе с тем, как вы выделяете ребенку собственную комнату, и он в ней поселяется, необходимо строго приучить себя к тому, что входить без стука в комнату нельзя, если он в ней. При этом ребенок должен поступать точно так же перед тем, как войти в вашу спальню.
9. Женщине допустимо в помещении не снимать такие элементы одежды, как шляпа и перчатки, но ни в коем случае нельзя находиться в шапке и варежках.
10. Международный протокол ограничивает женщин в возможном количестве одновременно одетых украшений - 13, включая и ювелирные пуговицы. Стоимость украшений стремится вверх одновременно с потемнением на улице. По правилам этикет нельзя на перчатки надевать кольца, но браслеты можно. Раньше этикет разрешал носить бриллианты только замужним дамам, да и то вечером. Теперь и молодые девушки могут позволить себе днем небольшие бриллиантики.
11. Вопрос оплаты за совместное посещение кафе – ресторанов решается легко. Если была произнесена фраза «я вас приглашаю», то и расходы ложатся на пригласившего. Кстати, это относится и к женщине, которая пригласила в ресторан своего бизнес партнера. В случае «а давайте сходим в ресторан» - оплачивает каждый за себя. Мужчина может предложить заплатить за женщину, а - она согласиться.
12. Правила предписывают мужчинам всегда входить в лифт первыми, а выходить первым должен тот, кто ближе всего находится к двери.
13. В автомобиле самым престижным местом считается место позади водителя. Именно его должна занимать женщина, мужчина садится рядом с ней и при выходе из машины он должен придержать дверцу и подать женщине руку, чтобы помочь выйти из машины. Если же мужчина сидит за рулем, то женщине все также предпочтительнее занять место сразу за его спиной. Однако, где бы не сидела женщина, мужчина должен выйти, открыть ей дверцу и помочь выйти из автомобиля.
14. Неприлично говорить на публике о своих кулинарных предпочтениях, диетах и т.д. И совсем недопустимо под подобным предлогом отказываться от предлагаемых блюд, которые вам может предложить гостеприимная хозяйка. Необходимо похвалить ее кулинарные таланты, но при этом допустимо ничего не есть.
15. В светской беседе существуют свои правила и список тем, обсуждать которые является дурным тоном. Не стоит в такой беседе начинать разговор о религии, деньгах, здоровье, а так же следует забыть о политике. Считается крайне неприличным интересоваться ценой платья или любого другого аксессуара чужого наряда. Если вам задали такой вопрос, то лучше всего улыбнуться и ответить, что это подарок, а затем аккуратно перевести разговор на другую тему. Если собеседник не унимается и продолжает настаивать, вежливо скажите, что не хотите об этом говорить.
16. Обращаться на «вы» нужно не только к равным и более взрослым собеседникам, но и к каждому человеку, достигшему 12 лет. Очень грубо звучит, когда некоторые люди позволяют себе обращаться на «ты» к официантам, шоферам или швейцарам. На людях на «вы» лучше всего обращаться даже к хорошо знакомому товарищу. Обращаться на «ты» лучше только наедине. Исключением может служить случай, когда вы являетесь сверстниками или близкими друзьями. Что же делать, если собеседник не знаком с правилами хорошего тона и упорно продолжает обращаться к вам на «ты»? Сначала лучше всего вежливо поинтересоваться к вам ли он обращается. Если он не понял вашего тонкого намека, оглянитесь и недоуменно переспросите, не вас ли он имел ввиду. В особо тяжелых случаях можно нейтрально пожать плечами и сказать «Извините, но мы с вами не переходили на «ты»».
17. В приличном обществе правила хорошего тона не приемлют распускание сплетен, как и обсуждение отсутствующих людей. Многие совершают распространенную ошибку, плохо отзываясь о своих близких. Также это касается разговоров о своей стране, так как при этом вы автоматически причисляете себя к тем, о ком так негативно отзываетесь.
Предварительный просмотр:
ГЛАВА 4
«ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЛЕДИ И ДЖЕНТЛЬМЕНОВ»
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИВЕТСТВИЯ
|
ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА
|
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ И ПОЛУЧЕНИИ ПОДАРКОВ
|
ПРАВИЛА БЕСЕДЫ
|
ПРАВИЛА ТЕЛЕФОННОГО ЭТИКЕТА
|
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
|
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ТРОТУАРЕ
|
И не забывате, что
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГЛАВА 5
«ИГРАЯ ПО ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА»
В этой главе мы опять хотим напомнить взрослым, что одними назидательными беседами и наставлениями им не обойтись!
Лучший способ обучения для детей - это игра. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!
«СИТУАЦИЯ»
Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: "Приветствие и знакомство", "Телефонный разговор", "Как дарить подарки", "Как вести себя в общественном транспорте", "Как вести себя в зрительном зале". Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.
«РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ»
На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие
друг другу части.
«ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ»
Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой. И второй этап - получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.
«ДОРИФМУЙ»
Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
Например:
В обмене добрых слов участвуйте,
И говорите чаще… (здравствуйте)
Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)
В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).
« ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ»
Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина "Мистер Сноу":
- Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
- Через час. Даю вам слово.
Вот спасибо, мистер Сноу!
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.
« ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
- Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
- До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
- Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…( извините).
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду,…(помоги ему)
- Решай споры словами, …(а не кулаками)
« ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ…»
Словесная игра на развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение.
- Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки.
- Что случиться, если перестанут здороваться друг с другом
- Что случиться, если все дети будут говорить неправду.
- Что случиться, если люди перестанут беречь природу..
- Что случиться, если дети будут есть только сладости..
- Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения.
- Что случится, если все будут ссориться
- Что случиться, если не закрывать воду в кране.
« СКАЖИ НАОБОРОТ»
Игра со словами антонимами. Обогащение словарного запаса. Видение альтернативного поведения.
Приготовьте фишки или фанты (камешки, фасоль, мелкие кубики). За правильный ответ игрок получает фант. Кто больше собрал, тот и выиграл.
- Доброе утро - спокойной ночи.
- Веселиться - грустить.
- Аккуратный - неряшливый.
- Любить - ненавидеть.
- Здравствуй - до свидания.
- Смеяться - плакать.
- Щедрый - жадный.
- Верный - предатель.
- Привет - прощай
- Говорить - молчать.
- Дружить - враждовать.
- Добрый - злой.
- Разрешать - запрещать.
- Доброта - жестокость.
- Радость - горе.
- Улыбаться - хмуриться.
- День - ночь.
- Давать - отбирать.
- Миролюбивый - воинственный.
- Кричать-молчать
- Чистый--- грязный
« ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ?»
Развиваем логическое мышление. Учим детей понимать пословицы.
- Этикету учиться - всегда пригодиться.
- В детстве не научишься – всю жизнь намаешься.
- Ешь калачи, да поменьше лепечи.
- Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.
- Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
- Доброму гостю хозяин рад.
- Умение вести себя украшает, а ничего не стоит.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- Не по цене подарок дорог, а по дарящему.
- Умел в гости звать, умей и встречать.
- Гость не долго гостит, да много видит.
- В гости ходить, надо и к себе водить.
- Чистота здоровье сохраняет, а воздержанность разум укрепляет.
- Чистым все свято.
- Кто сеет мир, пожнет счастье.
- Не будь тороплив, а будь терпелив.
- Сам себя губит, кто других не любит.
« ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО»
Учимся вежливому общению. Обогащаем словарный запас. Учим алфавит.
Ход игры: рассмотри дерево. Оно не простое. На нем растут необычные листья. Это добрые слова, которые помогают в общении друг с другом. Найди каждому листочку свое место по буквам алфавита. Запомни эти слова, и они помогут тебе найти друзей.
- А- аккуратный, активный
- Б-благородный, бесподобный, благодарный
- В-великодушный, внимательный, верный, восхитительный
- Г- гениальный, героический, грамотный
- Д- добрый, достойный
- Ж-жизнерадостный, желанный
- З-заботливый, замечательный
- И- идеальный, интересный
- К – красивый, культурный
- Л- любимый, ласковый, любезный
- М- милый, мягкий, миролюбивый
- Н –нежный, неповторимый
- О- оригинальный. отличный
- П-прекрасный, послушный
- Р- решительный, ранимый
- С- скромный, смелый
- Т-трудолюбивый, талантливый
- У – умный, улыбчивый
- Ф- фантастический
- Х- храбрый, хороший
- Ч- честный, чуткий
- Ш- шутливый
- Э- энергичный
- Ю- юркий
- Я-яркий, ясный.
«ВЕЖЛИВЫЙ-МЕДВЕЖЛИВЫЙ»
Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:
1."Очень вежливый индюк" (Б.Заходер)
2."Урок вежливости": Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
3.«Мойдодыр", "Федорино горе" (К.Чуковский)
4."Сказка о потерянном времени" (Е.Шварц)
5."Маленький принц" (Антуан де Сент-Экзюпери)
ТЕАТР ХОРОШИХ МАНЕР
Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей - добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ!
И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.
Предварительный просмотр:
ГЛАВА 6
«СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК»
СКАЗКА ОБ ЭТИКЕТЕ
Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех.
Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей. Это поможет мне обрести свое лицо, свою индивидуальность».
Хорошо,— сказал волшебник.— А как ты хочешь прославиться: добром или злом?
- Добром.
Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слышал твоего имени и не видел твоего лица. И с первых шагов в этой стране ты должен проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запоминали, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удобно для других, т.е. целесообразно обстановке. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?», «Кто так красиво делает?», «Так привлекательно выглядит»? И услышав в ответ «Этикет»,— запомнят твое имя и тебя.
- Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае. Я ведь не умею.
- А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.
- Не могу себе представить.
- Давай попробуем.
Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, стул с резной спинкой и выгнутыми ножками.
- Садись,— пригласил волшебник.
Юноша подошел к столу и попробовал сесть на этот красивый стул. Но никак не мог приспособиться к нему и, чтобы было удобнее, облокотился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос:
- Нельзя ложиться грудью на стол — это не пляж. Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям.
- Но здесь нет соседей, — растерянно сказал юноша, оглядываясь по сторонам.
- Но они могут быть. А в твоем путешествии будут обязательно, - сказал требовательный голос.
И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смягчился и сказал:
- Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях разных государств, чтобы научить юношей сидеть за столом, вкладывали между туловищем и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Долго приходилось им так тренироваться, чтобы научиться красиво сидеть.
- Что еще я должен сделать? — спросил приободренный этим разговором юноша.
- Следить за своей осанкой: плечи расправить, сесть прямо, но не напряженно, а в естественной позе.
Юноша попробовал, но у него не очень получилось.
- Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно. И когда ты сумеешь это усвоить, тебе можно будет двигаться дальше.
И перед юношей оказалось прямо на поляне чудесной красоты зеркало. Оно заговорило нежным голосом:
- Смотри на меня внимательно и запоминай.
Перед юношей сначала появилась прелестная женщина, она легкой походкой прошла к столу и села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти прижатыми к себе.
- Как красиво,— подумал юноша.
А девушка уже исчезла, и появился юноша. Он так же красиво и просто подошел к столу, сел.
- Это действительно очень красиво и приятно,— воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу. Ему стало очень удобно и радостно. И тут же он увидел себя в волшебном зеркале и сам себе очень понравился.
- Понравилось? — спросил волшебник.
- Да, очень.
- А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит красиво? Верно, молодец. Такая поза подчеркивает целесообразность, красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других. И если ты всегда будешь следовать этим принципам, то люди обратят внимание и запомнят твое имя. Дарю тебе волшебный голос и волшебное зеркало. Они помогут тебе. И пусть тебе везде сопутствуют благородные помыслы и поступки. С этими словами напутствия и отправился юноша по имени Этикет в путь.
Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город, где царили свои обычаи и правила. Так, при входе в город стоял красиво сервированный стол, и в город мог войти только тот, кто выдерживал предложенный экзамен по сервировке стола и умению пользоваться приборами, есть предложенные кушанья.
- Здравствуйте, люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?
- Добрый день, юноша,— отвечал церемониймейстер.— Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.
Представился Этикет, подошел к столу и сел так, как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.
- Красиво и хорошо ты сидишь,— сказал церемониймейстер.— Скажи же, какие кушанья тебе подать, и какие приборы положить?
Задумался Этикет, какие же блюда ему заказать. А голос шепчет: «Заказывай те, которые умеешь правильно и красиво есть, пользуясь приборами».
- Дай-ка я загляну в волшебное зеркало,— подумал Этикет.— Может быть, там я увижу и пойму, как мне надо вести себя дальше.
И тут же перед ним в зеркале появился красиво сервированный стол. Он выглядел очень аппетитно. А голос при этом внушал: «Правила поведения за столом строятся на основе разумности, гигиены и красоты».
А что же случилось дальше? Кого мог встретить Этикет в невиданном городе, какие события могли там произойти? Попробуйте сами продолжить эту сказку…
ЭТИКЕТ В ДАЛЕКОМ КОРОЛЕВСТВЕ
У одного короля был очень невоспитанный сын Фредерик. Сердце у мальчика было доброе, плохого он не делал, но просто не думал о других.
Однажды соседский король пригласил короля с принцем на бал, который был
В честь принцессы.
- Что же делать, мой сын так дурно воспитан, что ни одна принцесса его не выберет!
Созвали лучших учителей хороших манер, чтобы они учили принца. Он очень хотел понравиться соседскому королю, но запомнить столько правил не мог. Наконец он закапризничал и сказал, что отказывается от этой учёбы.
Оставалось три дня. Министры посоветовали королю обратиться за помощью к одному старому мудрецу. Мудрец согласился научить принца хорошим манерам за один час.
- Чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, считай, что все другие лучше тебя, и потому всех люби и уважай. Если будешь думать сначала о других, а потом о себе, то ничего плохого или неприятного не сделаешь. И все правила поведения исполнятся сами собой.
- Как я могу думать, что горбатый карлик или противный лакей лучше меня?
- А ты представь, что карлик - не карлик, а заколдованный принц. Главное никогда не отступай от этого правила. Если будешь помнить его, то сможешь снять колдовство и с шута, и с себя. В поисках карлика Фредерик успел открыть дверь и пропустить вперёд министра, поднять платок придворной даме, попросить прощения у придворных за громкое пение. Встретив шута, юноша ласково поздоровался с ним. Карлик решил, что принц как обычно смеётся над ним, и потому начал кривляться, гримасничать.
- Прости меня. Мне очень стыдно, как я к тебе относился, - сказал принц.
Глаза карлика изменились, и Фридерик увидел совсем другого человека.
Скоро они стали преданными друзьями.
А вот и долгожданный бал. Все королевичи были любезны и приветливы.
Но когда король спросил принцессу Ильзу, кто же лучше всех, она воскликнула:
- Конечно, принц Фридерик! Он такой добрый и воспитанный, что его нельзя
не полюбить.
Эта сказка как нельзя лучше показывает нам, что такое ЭТИКЕТ.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
В одной далекой стране жил султан. И был у него звездочет, который исполнял любые его желания. Много лет служил он своему господину и много чудес сделал для него. Был во дворце фонтан, в воде которого отражались все города мира. Сад, в котором пели райские птицы, зеркало, которое могло любого рассмешить. Но никто этого не видел. Жадный султан никому ничего не показывал, а прятал все за семью замками. У звездочета была книга. Он записывал в нее сказки, которые сочинял, мудрые советы, как сделать людей счастливыми и многое другое. Но это была непростая книга. Каждый раз в ней удивительным образом вдруг появлялись новые страницы со сказками и советами, которых звездочет не писал. Одним словом самая настоящая волшебная книга.
Однажды утром проснулся звездочет и понял, что он зря потратил свои годы на султана. Нет людям пользы и радости от его работы, никому в жизни он по-настоящему не помог. И решил он уйти из дворца, забрав свою волшебную книгу.
Шел он, шел и пришел к маленькому домику у дроги. В этом домике жили дети бедняков, брат и сестра. Родители у них умерли, и они остались одни. Мальчик и девочка приютили у себя путника.
Дети вставали каждый день рано утром и начинали трудиться. Мальчик лепил из глины птиц, а девочка ему помогала. Потом они вместе их раскрашивали и продавали на базаре. Тем и кормились. Стал им помогать и звездочет. Игрушки получались красивые и их хорошо покупали. Случилась в тот год сильная жара. Погибло много птиц. Но беда не пришла одна. Напала на поля прожорливая саранча и стала губить посевы. Наступил голод. Никто больше не покупал игрушечных птиц. Но дети каждое утро продолжали работать. Вскоре птиц стало так много, что они заполнили всю комнату. Как-то раз проходили мимо дома два старика, и звездочет услышал их разговор: «Да, плохи наши дела. Совсем не стало птиц. Некому прогнать саранчу и спасти нас от этой напасти». В это время у него в руке была готовая птичка. Он произнес волшебные слова, и птица ожила. Потом он оживил следующую птицу, потом еще и еще. И так всех птиц, которых они сделали. Птицы собрались в большую стаю и, налетев на саранчу, быстро ее склевали. Снова расцвели сады и зазеленели поля. Дела у детей пошли лучше. Люди радовались спасению, и каждый старался купить у них игрушки. Но больше всех радовался звездочет. Наконец- то исполнилась его мечта помочь людям. Он открыл волшебную книгу и написал на ее страницах:
Любовь и трудолюбие делают чудеса.
Мир держится на взаимопонимании, любви, дружбе и уважении друг к другу
Вот прошло немного времени, и звездочет снова собирался в дорогу. Он поблагодарил детей за приют и отправился путешествовать. Долго он бродил по лесам и полям, наконец, привела его дорога к красивому городу. Все домики там были разноцветные, окошки расписные, а на крышах флюгерные петушки. Видно было, что живут здесь трудолюбивые люди. Вот только жители странно себя вели. Они проходили мимо друг друга сердитые, неприветливые. Нигде не было слышно смеха и дружеской беседы. Дети ссорились между собой и бросались камнями. А всему виной была злая колдунья, которая поселилась в их городе. Это она всех заколдовала. Странник сразу понял, что без его помощи жителям не обойтись. Вышел он на площадь, присел на скамеечку и открыл свою волшебную книгу. Люди стали останавливаться и подходить ближе. Волшебная книга манила к себе все больше и больше людей. Вскоре вся площадь была заполнена людьми. Старик стал читать страницу за страницей об удивительных правилах, способных изменить жизнь к лучшему в их красивом городе:
Доброе утро тебе сказали.
Доброе утро ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Людям так понравилось все то, что было написано в книге, что они решили соблюдать эти правила, а звездочета сделали своим королем и назвали Этикетом. Жизнь в городе сильно изменилась. Люди стали говорить друг другу слова приветствия, ходить друг другу в гости, желать при встрече здоровья. Слух о необыкновенном короле и его книге разнеслась далеко по стране. Злая колдунья пробовала опять всех поссорить между собой, но у нее не хватило сил справиться с мудрым королем и вежливыми жителями города. Тогда она решила пойти туда, где не знают про короля Этикета, волшебную книгу, или забыли про них.
На опушке леса, рядом с городом рос могучий дуб. Жил на одной из его веток паучок по – имени Фросик.
Паучок дружил со старым дубом и уважал его, ведь он знал и хранил многие тайны леса.
Фросик был отличным мастером. Он умел плести прочные серебристые паутинки, с помощью которых спускался вниз.
- Доброе утро, дедушка дуб! - кричал паучок просыпаясь
Он не забывал здороваться со своим старым другом и с лягушатами из соседнего пруда. Вот и сегодня, как обычно отправился к ним, но не услышал своих веселых друзей. На берегу сидела лохматая старуха в рваной одежде и ссорила между собой его жителей:
- Эй, ты, пучеглазый, не разрешай никому сидеть на твоем листе! А ты, зеленый, дай ему как следует!
Лягушата сидели на блестящем листе лилии и, забыв обо всем на свете, ругались между собой. Спряталось солнце. Красивый, чистый пруд вдруг стал покрываться болотной тиной.
- Что-то здесь не так - подумал Фросик и быстро поднялся на дерево.
- Дедушка, дуб! Какая-то старуха всех лягушат между собой поссорила и пруд в болото превратила, - закричал он.
Листья на ветках беспокойно зашумели и старый дуб произнес:
- Давно в наших краях не появлялась злая колдунья. Видно где-то жители леса стали забывать правила короля Этикета. Ведь колдунья становится сильнее, когда кто-то ведет себя неправильно, обижает других. Не сумеем ее прогнать – погибнет лес, превратиться в гнилое болото. Надо лететь к королю. Только он может нам помочь. Дорога предстоит нелегкая. Справишься ли ты, мой юный друг?
- Справлюсь! Я должен спасти своих друзей и наш лес – уверенно ответил паучок.
- Ну, что ж, в добрый путь!- прошелестел дуб.
Фросик оттолкнулся от ветки, и ветер понес его на паутинке к королю во дворец.
И вдруг он увидел, что на пеньке возле орешника сидели два грязных волчонка.
- Я старший, поэтому возьму себе самый большой орех, - сказал один.
- Нет. Я его нашел, он мой, – сердито крикнул другой.
Спор перешел в ссору. Потом братья даже накинулись друг на друга с кулаками. Фросик понял, что волчата забыли правила короля Этикета. Как быть? Надо спешить, ведь колдунья с каждой минутой становится все сильнее и сильнее. Но не помочь волчатам он не мог. Он спустился вниз и стал с ними играть в игры из волшебной книги и вспоминать правила Этикета.
- Спасибо тебе, Фросик, за то, что ты нас помирил, - сказали волчата. Мы больше никогда не будем забывать правила Этикета. Счастливого тебе пути!
- До свидания, друзья!- ответил паучок и полетел дальше на своей серебристой паутинке.
А пока он летел, король Этикет написал в волшебную книгу новые сказки и правила.
Время шло, а Фросик все еще был в пути. Но, что такое? Он стал быстро терять высоту и падать на землю. Его серебряная паутинка от долгого путешествия порвалась. Он опускался все ниже и ниже и, наконец, очутился около красивых маленьких домиков. Там недавно поселились искусные мастерицы. Цветочки лазоревые, травинки изумрудные в их вышивках будто оживали. Девушки – мастерицы помогли нашему путешественнику.
Они подарили ему цветную ниточку, на которой он полетел во дворец.
Наступило утро в городе вежливых жителей. Флюгерные петушки раскрыли крылышки и хотели прокричать утреннее приветствие, но солнце на небе не появилось, и они замерли. Фросик влетел в окно спальни короля Этикета.
-Ваше величество, доброе утро! Скорее просыпайтесь! Очень вас прошу! Беда!– стал будить короля паучок.
- Доброе утро! Кто это меня разбудил? Почему петушки молчат?– удивленно спросил проснувшийся король.
-Это я, паучок Фросик. В нашем лесу появилась злая колдунья. Она заколдовала моих друзей лягушат, а пруд в болото превратила. Солнце на небе не взошло, поэтому петушки молчат.
- Ты храбрый паучок. Спасибо тебе за то, что ты прилетел ко мне. Надо нам быстрее прогнать эту незваную гостью. Ты можешь спасти не только своих друзей, но и всех жителей города, ведь без утреннего приветствия петушков они не смогут проснуться. Есть волшебные слова, которых она боится. Слушай внимательно.
Король наклонился к Фросику и прошептал ему волшебные слова.
Потом он взмахнул рукой, и наш герой вмиг оказался у старого дуба и пруда, возле которого сидела колдунья.
Паучок смело опустился рядом с ней и громко произнес:
- Уходи старуха вон!
Поле, лес - наш дружный дом!
Будем жить, не тужить!
Будем дружбой дорожить!
Колдунья вдруг задрожала, упала на траву и превратилась в грязную лужу, которая сразу высохла. В небе появилось солнце. Вода в пруду посветлела и стала прозрачной. А лягушата весело заквакали.
-Ура! Получилось! Никогда больше не возвращайся сюда!
Старый дуб и деревья зашумели, с благодарностью приветствуя Фросика.
Он взобрался наверх дуба и услышал, как вдали пропели петушки. Начался новый день у вежливых жителей города.
А в волшебной книге появились новые страницы.
Паучок Фросик, по- совету старого мудрого дуба, открыл Лесную школу, в которой все желающие могли изучать правила короля Этикета. И, конечно, учеников оказалось предостаточно. Никто не хотел, чтобы злая колдунья вдруг появилась снова, а такое может произойти, если не знать или забыть правила Этикета.
СКАЗКА «ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЕТСЯ»
Посадил старик возле дома просо. Выросло оно густое, высокое. Зерна он собрал, а из стеблей связал веник.
Хорош! - подумал старик, разглядывая свою работу. Потом взял свою балалайку и заиграл веселую музыку. Веник вдруг подпрыгнул один раз, другой и пустился в пляс по избе. И чем быстрее старик играл, тем лучше подметал комнату веник. Весь мусор убрал и на место встал.
Хорош! - еще раз повторил старик и понес его продавать.
Купил веник рябой мужик. Принес домой и бросил под лавку. День лежит веник без дела, другой, третий, а про него и не вспоминают. И задумал веник убежать от ленивого хозяина.
В доме развелось много мышей. Однажды они залезли к мужику в кладовку и съели все его запасы. Мужик рассердился не на шутку и решил их поймать. Ловил, ловил, не поймал ни одной. Устал от погони и с досады швырнул в мышей веником так, что тот улетел в окно. Вернулся веник к старику.
Удивился дед его возвращению. А на следующий день опять понес на базар.
Купила веник купчиха. Но, и у ней было ему плохо. Где подметет, там его и бросит. Однажды остался он под дождем на улице. Весь промок, простудился, совсем разучился плясать. Убежал он и от купчихи.
В третий раз понес старик его продавать. Понравился веник девушке Марьяше. Она веточки на венике поправила, аккуратно подвязала веревочкой, да возле печки поставила. Каждый день брала его, избу пометала, в доме прибирала. А уж как он плясал для нее! Как старался! Ни пылинки, ни мусоринки не оставлял. Везде чистота и порядок. Девушку соседи звали «Марьянушка- хозяюшка» за трудолюбие и за доброту .Остался веник у нее навсегда. Люди не зря говорят: « Где хотенье, там и уменье».
СКАЗКА «ЗАЙКИН КАМЕНЬ»
Бежал по дороге заяц. Вдруг видит, лежит большой камень.
- Какой замечательный камень - сказал заяц останавливаясь. – Чей же он? Похоже ничей. Значит, будет мой. У лисы есть нора, у медведя - берлога, у волка - логово, только у меня ничего нет.
Стал заяц вокруг камня ходить и охранять его. Летит мимо дятел. Хотел сесть на камень отдохнуть, а заяц как закричит:
- А ну не смей садиться на мой камень. Кыш!
Испуганный дятел улетел.
Ходит заяц вокруг камня и дальше охраняет. Даже палку взял для храбрости.
- Эх, заяц, заяц. Не дело ты затеял - сказал паучок, опускаясь рядом на своей паутинке.
Зайцу стало стыдно. И чего это он жадничает? Вдруг раздался хруст веток и на опушку вышел медведь с большой вязанкой дров. Идет, кряхтит. Тяжело косолапому.
- Михаил Потапович, присядь, отдохни - предложил ему заяц.
Медведь сел на камень, отдохнул. Поблагодарил зайца за доброту и дальше пошел.
А потом заяц предложил белочке с корзинкой грибов отдохнуть и до дому корзинку донес.
Ежику помог яблоки собрать и ежатам отнести.
До самого вечера помогал он лесным жителям. Устал, и сам присел отдохнуть на камень.
Тут прилетела сорока и принесла ему приглашение в гости от его новых друзей. Заяц умылся, причесался. Потом набрал орехов, ягод и побежал к друзьям. Он знал, как правильно ходить в гости.
СКАЗКА «РОЗА И ОДУВАНЧИК»
В некотором царстве, в некотором государстве. Многие сказки начинаются с этих слов. Есть на белом свете много разных царств. Есть среди них и царство цветов. Так вот росли в этом царстве необыкновенно красивые цветы. Каждый цветок был неповторим своей красотой, своим ароматом. И росла среди них роза. Была она ужасной гордячкой и хвастунишкой. Она считала, что нет цветов равных ей.
- Фи,- говорила она, глядя на скромные незабудки,– какие вы некрасивые. Самая красивая здесь я. Зачем вы нужны? Все равно садовник любит только меня.
Садовник любил все цветы и бережно относился к каждому растению. Однажды в саду появился незнакомый цветок. Никто не знал, откуда он взялся? Садовник его не сажал.
-Кто ты такой?—спрашивала сердито роза.
--Меня зовут одуванчик. Я прилетел сюда и вырос- ответил желтый цветок.
_ Только тебя здесь не хватало. Мне и так мало места- говорила она
-Не сердитесь, уважаемая роза, я надолго не задержусь здесь. Я скоро улечу- оправдывался одуванчик.
Роза ему не поверила. Ведь цветы летать не умеют.
Шли дни за днями. И вот однажды роза заболела. Ее роскошные цветы стали вянуть. С каждым днем ей становилось хуже и хуже.
Одуванчик очень переживал. Несмотря на ее трудный характер, он ее любил. От переживаний он побелел.
- Я готов жизнь за нее отдать, только бы ей помочь!- говорил он, горестно вздыхая.
Садовник, осматривая свои цветы, увидел, что с розой случилась беда.
-Ну что, друг одуванчик, помоги розе, - сказал он и стал выкапывать его из земли.
Белая головка одуванчика вдруг рассыпалась, и семена разлетелись по всему саду. Садовник из одуванчика сделал лекарство и полил им розу. Она сразу ожила.
-И зачем я его обижала? Он отдал мне свою жизнь. Он был самым верным и преданным другом, - плакала горькими слезами выздоровевшая роза.
Но наступила весна и все цветы вдруг увидели, что в саду выросло несколько новых одуванчиков. Их желтые головки ярко выделялись на клумбе. Все были так этому рады, что было решено устроить в их честь праздник.
В небе вспыхнули тысячи огней. Это был праздничный салют. Ромашки, астры, незабудки дарили одуванчикам самые наилучшие пожелания. Колокольчики для них сочинили музыку и играли ее на своих инструментах.
Одуванчики улыбались и кивали всем цветам желтыми головками в знак благодарности. Как же прекрасен мир, когда в нем много друзей!
СКАЗКА «БЕРЕЗОВАЯ СТОРОНА»
Много лет назад стояла у реки деревня. Славилась она искусными ремесленниками, а особенно вышивальщицами. Все девушки этой деревни были замечательными мастерицами. Дивились все в округе мастерству необыкновенному. Узнал о девушках и хан из соседнего царства. Задумал он их похитить, чтобы работали они только для него от зори и до зори. Позвал он своих верных слуг и приказал деревню, где жили девушки сжечь, а их привести к нему.
Пошли как-то раз девушки в лес по грибы и ягоды. Была среди них девочка. Голоса зверей и птиц она понимала, с ветром и облаками разговаривала. Как это у нее получалось? Видно родную природу она сердцем чувствовала.
А между тем воины хана неслись на быстрых конях к деревне, чтобы исполнить приказ своего господина. Гуляют девушки и не знают, что беда близко. Только слышит вдруг девочка, как две маленькие птички между собой разговаривают: «Улетай скорей отсюда, сестрица. Скоро будут здесь злые воины!».
Стала девочка подруг звать, да поздно. Конский топот слышен совсем уже рядом. Тогда она сорвала травку неведомую, произнесла слова тихие и взмахнула в сторону девушек. В тот же миг превратились они в белые березки. Налетели ханские слуги, а никого найти не могут. Так и вернулись они ни с чем к своему хану. А на месте деревни березовая роща разрослась.
С той поры березки с девушками сравнивают. Называют их стройными красавицами, на праздник ленточками украшают и вокруг хороводы водят. С той поры девушки мастерицы появились в вежливом городе, украшая своими работами дома его жителей.
СКАЗКА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
В одном славном городе жил мальчик. Он очень любил читать книги о морских путешествиях и мечтал, что однажды отправится в дальние страны к неизведанным берегам. В его комнате на столе стоял аквариум с рыбками. Мальчик заботился них и с удовольствием смотрел, как они резвятся. Особенно ему нравилась золотая рыбка, только в последнее время она почему-то не плавала с остальными, а пряталась среди растений.
Однажды мальчик проходил мимо комнаты мамы и вдруг услышал, что из нее доносится шум морского прибоя и чье-то пение. На комоде в комнате стояла большая морская раковина. Казалось, что из нее доносятся звуки. Мальчик взял ее и прислонил к уху. Неожиданно все вокруг потемнело. По стенам побежали разноцветные огни, и комната вдруг пропала. Мальчик очутился в синем зале великолепного дворца. На полу сидела девочка и играла цветными камешками. Она обернулась и сказала:
- Я давно тебя жду.
- А разве мы знакомы?
- Я думала, что ты меня узнал.
На голове ее блеснула золотая корона. Это была принцесса. Мальчик вдруг узнал в ней свою любимую золотую рыбку.
- Как я сюда попал? И почему ты такая грустная?
- Это я тебя позвала. Мне нужна твоя помощь. Мои любимые сестрички золотые рыбки попали в беду. Я знаю, что у тебя доброе сердце, и ты не откажешься мне помочь.
- Конечно, я готов!
- В вашем городе есть один человек. У него в аквариуме живут рыбки. Он их не любит, не замечает, и они медленно умирают. Человек этот работает в музее.
Возьми вот старинную монету. Она много лет пролежала на морском дне и у людей имеет большую ценность. Но я знаю, что самая большая ценность - это любовь и жизнь. Нужно торопиться. Приложи ухо к раковине и очутишься дома.
Мальчик так и сделал.
Он быстро нашел старика из музея, у которого стоял аквариум.
- Меняю на золотых рыбок, - сказал мальчик и разжал ладонь.
Старик схватил монету и внимательно ее рассмотрел.
- Это редкая вещь! Я согласен меняться, но где ты ее взял? Украл?
Его рука дрожала от жадности, а глаза пристально глядели на мальчика.
- Отдайте рыбок, - спокойно сказал мальчик. Я не могу сказать вам, где я ее взял, но я ее не украл.
Уже через полчаса рыбки плавали у него в аквариуме.
Мальчик еще больше подружился со своей рыбкой. С помощью раковины он попадал во дворец всякий раз, когда хотел поиграть с принцессой. Он и не подозревал, что старик следил за ним. Он прятался у окна и видел, как мальчик сначала исчезал, а через некоторое время снова появлялся. Выждав удобный момент, когда мальчик вышел, жадный старик схватил раковину и помчался домой. Он закрылся в комнате, прислонил ухо к раковине и тут же очутился в синем зале великолепного дворца. На высоком троне сидел морской царь, а рядом с ним девочки в золотых коронах. Это были его дочери принцессы - рыбки.
- Ты кто такой? Зачем явился сюда незваным?- прогремел сердитый голос царя. Старик от страха не смог вымолвить ни слова.
- Отец, мы знаем его. Это жадный и жестокий человек. Из-за него мы чуть не погибли, если бы нас не спас мальчик.
- Ах, вот оно что. Ну, так быть тебе толстым крабом и охранять мои сундуки с сокровищами ровно три года и три дня.
В тот же миг старик превратился в огромного краба и лег у царских кладовых.
Прошли годы. Старик вернулся в музей. Он никогда больше никого не обманывал и не обижал.
Мальчик вырос и стал капитаном прекрасного корабля. Он подарил аквариум с рыбками и раковину своему сыну. Пройдет немного времени, и в ней зашумит море, и нежное пение позовет отважное сердце в дорогу. Но это будет уже другая сказка.
СКАЗКА «РОЗОВЫЙ АНГЕЛ»
Маруся была счастлива. Наконец-то ее похвалил учитель за успехи в учебе, и ей удалось помириться с другом Ваней, с которым она накануне поссорилась. Родители отметили ее старания. Таких замечательных подарков она еще никогда не получала на Рождество. Новые игрушки заняли все ее время, даже на улицу выходить не хотелось. Мама заглянула в комнату и сказала:
- Маруся, пора тебе погулять. Нельзя целый день сидеть дома. Будь умницей.
Маруся вышла на улицу. Уже вечерело. Во дворе никого не было видно. Она немного покаталась на горке и села на лавочку.
- Привет!- раздался вдруг голос за спиной.
Девочка обернулась и от удивления замерла. Рядом стояли два снеговика. Черные глаза весело смотрели на нее, а рот улыбался.
- Не бойся нас, девочка,- сказал один из них.- Мы тебя не обидим. Помоги нам. Нас недавно слепили из снега, и мы еще плохо знаем город. Мы должны сделать подарок ребенку, который в рождественскую ночь его не получил. Очень грустно, но такое порой случается и это не справедливо.
Снеговик достал из мешочка подарок и показал Марусе. Это был розовый ангел. Он смотрел на девочку и улыбался. У Маруси забилось сердце. Вот это игрушка! Ей вдруг так захотелось взять ее себе, что она забыла про обещание маме быть умницей. Она сказала:
- Это я!
Снеговики обрадовались и отдали ей ангела. Пока она рассматривала его, снеговики исчезли.
Неожиданно ангел перестал улыбаться. Лицо его сделалось грустным.
- Ну и ладно, все равно ты мой, - сказала она и побежала домой.
Ночью ей приснился сон, что гуляет она по городу, а навстречу ей идут одни игрушки. Все они очень грустные.
- Куда подевались люди? Почему по городу ходят одни игрушки?- спросила девочка у проходившего мимо кота в сапогах.
- Ты, наверно, не знаешь, что попала в страну игрушек. Мы не простые игрушки. Мы - рождественские подарки. Наша главная игрушка, розовый ангел заболела. И теперь все дети не получат подарков. Но есть одна девочка, которая может все исправить.
И вдруг он сказал маминым голосом:
- Маруся, будь умницей!
Маруся тут же проснулась. Она вскочила с кровати и побежала к елке. Под ней было пусто! Ее рождественские подарки исчезли. Значит, это был не сон? Значит, из-за нее все дети останутся без подарков? Надо вернуть розового ангела снеговикам. Только где их искать?
Маруся быстро оделась и выбежала на улицу. Во дворе тихо падал снег. Она подошла к скамейке, возле которой встретила снеговиков и увидела девочку.
- Привет, меня зовут Маруся. Ты здесь никого не видела?— спросила она.
Девочка отрицательно покачала головой.
- Я тебя не знаю. Ты из какого дома? - снова спросила Маруся.
Незнакомка тихо ответила:
- Я Тая. Мы приехали с мамой недавно из деревни. Здесь в городе доктора обещали меня вылечить. Говорят у меня больное сердце.
Она отвернулась и опустила голову. Маруся быстро достала из кармана розового ангела и сказала:
- Ну, конечно, обязательно вылечат. Посмотри, что у меня есть. Эта игрушка для тебя. Она принесет тебе счастье.
Розовый ангел снова заулыбался.
Два веселых снеговика выглянули из-за дома и, довольно кивнув друг другу головой, отправились за новой игрушкой.
Тихо шел снег. В город пришло Рождество.
Вот какие сказочные истории произошли с нашими героями. И ты, дорогой читатель, побываешь в сказках тоже, ведь мы попадаем туда, когда их читаем, когда слушаем, когда рисуем.
Наши сказки очень полезные и ты вернись к ним
в беседах, в рисунках, в играх.
Предварительный просмотр:
ГЛАВА 7
«ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ЛЕДИ И ДЖЕНТЛЬМЕНОВ»
Взрослые! По секрету, на ушко!
Прочитайте обязательно эту главу! Ведь прежде, чем учить кого-либо, нужно и самому знать это. А вдруг Вы что-то забыли?
Виды этикета для детей
Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых.
Выходной – «Берем детей на прогулку»
На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.
В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:
- Мусор должен находиться в урне, а не на земле;
- Запрещается ходить по газонам;
- Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
- Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
- В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
- Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
- Стоит помнить о правилах дорожного движения;
- Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
- Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
- Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.
Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам.
К примеру, в театре:
- Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
- Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
- Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
- Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
- Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
- Во время спектакля запрещается есть и пить;
- Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.
Гостевой – «На день рождения друзей»
Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях.
Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:
- Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;
- Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;
- Идя в гости, обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;
- В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;
- Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
- Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
- В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;
- Не стоит надолго задерживаться в гостях;
- Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;
- К себе гостей стоит приглашать заранее;
- В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;
- Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит
ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.
Пассажирский – «В поездку, хоть каждый день»
Если родители не хотят краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, они должны еще дома рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.
Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:
- Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;
- Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта;
- Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место;
- Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
- Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам;
- Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке;
- В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег;
- В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения;
- В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров;
- Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках;
- В транспорте заранее следует готовиться к выходу;
- На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди.
Речевой – «Вежливо говорить и благодарить»
Дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства.
Еще совсем малыши должны знать, что:
- При встрече следует приветствовать знакомых;
- К взрослым следует обращаться на «Вы»;
- Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное;
- Перед расставанием следует прощаться;
- Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
- В случае проступка следует просить прощения;
- Запрещается обзываться, оскорблять других детей;
- Запрещается использовать слова-паразиты;
- Запрещается ябедничать;
- Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их;
- Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему;
- В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.
Семейный – «Уважение идет из семьи»
Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение.
Даже самый маленький кроха должен знать:
- С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо;
- Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с ними. Заходя в комнату к родителям, следует стучаться;
- Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них;
- Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье.
ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером. Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.
Столовый – «Благородство нужно воспитывать»
С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия. Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:
- кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом;
- не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы;
- сильно набивать рот;
- садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет;
- класть локти на стол;
- брать пищу руками (ковыряться);
- выплёвывать еду;
- откидываться и раскачиваться на стуле;
- сидеть за столом, развалившись.
Нужно:
- помыть руки перед едой;
- приступать к еде со всеми вместе;
- кушать молча;
- пользоваться салфетками;
- благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.
Телефонный – «Алло! Здравствуйте!»
Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета.
Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:
- Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра;
- Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться;
- В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его;
- Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать;
- Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона;
- При неправильно набранном номере следует извиниться;
- Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах;
- Запрещается баловаться с помощью телефона;
- Все сообщения должны быть грамотно написаны.
Учебный – «Учиться нужно вежливо»
Существуют и определенные правила поведения в школе.
К ним можно отнести следующие:
- Уважать учителя;
- В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;
- В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;
- Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;
- Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;
- Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;
- Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;
- В начале урока следует приветствовать учителя стоя;
- Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;
- Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;
- Во время урока запрещается есть;
- Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;
- На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.
Предварительный просмотр:
ГЛАВА 8
«ПОВТОРЕНЬЕ - МАТЬ УЧЕНЬЯ!»
Девочки и мальчики! Ой, простите… Леди и джентльмены!
А теперь пора проверить, насколько вы усвоили правила хорошего тона. Уверены, что все тесты вы пройдете с легкостью и выберете верный ответ!
ТЕСТ 1
Вы пришли в гости и вам подали блюдо, которое вам не нравится. Например, макарон. Как вы поступите, когда это блюдо окажется на вашей тарелке?
А) Скажите: «Не люблю макароны, они на червяков походи! Я это есть не буду!»
Б) Ничего не скажите, но отодвинете тарелку от себя.
В) Сделаете над собой усилие и съедите макароны, чтоб не обидеть хозяев.
ТЕСТ 2
Вы пришли на день рождения подруги и сели за стол вместе со всеми пить чай с тортом. Торт украшен красивыми розочками. Вы хотите, чтобы кусок торта с розочкой достался вам. Как вы поступите?
А) Попросит хозяйку: «Пожалуйста, дайте мне тот кусочек, где розочка».
Б) Промолчите и съедите другой кусок торта, ведь день рождения не у вас, а розочка пусть достанется подруге, чей день рождения вы отмечаете.
В) Поковыряете торт ложкой и отодвинете. Без розочки торт невкусный.
ТЕСТ 3
За столом вам дали полотняную салфетку. Другие бумажные салфетки стоят в салфетнице. Вы вспотели и выпачкали руки соусом. Как вы поступите?
А) Вытрете руки бумажной салфеткой, а лоб и нос платком, который лежит у вас в кармане.
Б) Вытрете руки и вспотевшее лицо полотняной салфеткой.
В) Вытрете руки и лицо бумажной салфеткой.
ТЕСТ 4
Вам подали горячий чай. Как вы поступите?
А) Нальете чай из чашки в блюдце.
Б) Будете дуть на чай.
В) Подождете, когда они немного остынет.
ТЕСТ 5
Представьте, что в автобус вошел пожилой человек и встал напротив вас. Как вы поступите?
А) Сразу встанете, уступите место пожилому человеку.
Б) Сделаете вид, что не замечаете его, откроете книгу и станет ее перелистывать или читать.
В) Попросите сидящего рядом человека уступить место дедушке.
ТЕСТ 6
Вы едете в автобусе. Вот и ваша остановка. Многие люди здесь выходят. Вы очень спешите! Как вы поступите?
А) Станете проталкиваться вперед, не замечая никого вокруг.
Б) Пропустите вперед пожилых людей, мам с малышами, людей с тяжелой ношей. Ведь несколько минут ничего не решают, а вежливый поступок поможет другим людям!
ТЕСТ 7
Вы получили подарок на день рождения. Как вы поступите?
А) Развернете, покажете всем присутствующим, похвалите.
Б) Поблагодарите и отложите в сторону, чтобы рассмотреть потом, когда гост разойдутся.
В) Уберете под подушку и никому не покажете.
ТЕСТ 8
Вы съели на улице шоколадку. Как поступите с бумажной оберткой, если рядом не окажется урны для мусора?
А) Свернете бумажку и положите в карман или сумку, чтобы выбросить дома в мусорное ведро.
Б) Незаметно бросите бумажку с траву или кусты возле тротуара или прямо а тротуар.
В) Подарите бумажную обертку прохожему.
ТЕСТ 9
Вы подходите к подъезду одновременно с соседкой. Как вы поступите?
А) Откроете дверь и, придерживая ее, пропустите соседку вперед, и только потом войдете сами.
Б) Войдете в дверь первым и захлопните ее перед носом соседки.
В) Будете ждать, когда перед вами откроют дверь.
ТЕСТ 10
Ваш дедушка угостил вас печеньем. Как вы поступите?
А) Забыв сказать «спасибо», развернете упаковку с печеньем и станете его есть.
Б) Поблагодарите дедушку и, развернув пакетик, предложите и ему печенье.
В) Спрячете печенье и съедите их, когда никого не будет рядом.
ТЕСТ 11
В вашей тарелке осталось немного вкусного соуса. Как вы поступите?
А) Оставите тарелку с остатками соуса.
Б) Кусочком хлеба вытрете тарелку дочиста.
В) Оближете тарелку языком.
Мини викторина по правилам этикета
1. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).
2. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.
(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина - мужчине; начальник - подчинённому).
3. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть за стол первым?
(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).
4. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
5. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
6. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?
(Выбросить в урну).
7. При разговоре по телефону кто здоровается первым?
(Позвонивший, представившись).
8. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?
(Позвонивший).
9. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?
(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
10. Как надо есть хлеб?
(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).
11. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?
(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).
12. Как едят бисквит, пирожные, слоёные пирожки и пироги?
(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порциями чайной ложкой. Слоёные пирожные и пироги едят, держа в руке).
13. С какой стороны обходят прохожих?
(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).
Ну как? Легкие тесты? А викторина? Со всеми справились?
МОЛОДЦЫ!!!
Предварительный просмотр:
И НАПОСЛЕДОК…
Что такое ЭТИКЕТ -
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет.
Правила этикета помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, игнорируя требования этикета.
Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои обязанности.
Главный тренд в образовании детей, который никогда не выйдет из моды – изысканные манеры и благородное воспитание!
И ГЛАВНОЕ!!!
Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в Вашем лице. Чтобы Ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.
Удачи Вам в воспитании дочек и сыночков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Проект детского журнала (для дошкольников) : Журнал для группы детского сада
Среди множества разнообразных журнальных изданий особый интерес в настоящее время представляют журналы не просто развлекающие юную публику, но и обучающие молодого читателя.Журнальное издание - п...
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю. Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...
Журнал учета рабочего времени (журнал учета индивидуальных занятий)
Журнал учета рабочего времени (журнал учета индивидуальных занятий)...
Отчетные документы педагога-психолога ДОУ: Журнал учета групповых, журнал учета индивидуальных видов работ, аналитический отчет и статистическая справка по итогам учебного года
Данный материал знакомит с правилами оформления нормативно - отчетной документации педагога - психолога в ДОУ. Будет полезен психологам образовательных учреждений...
Рецензия Всероссийское педагогическое издание "Учительский журнал" Программа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Малая Родина, тот уголок, ближе которого нет"
Рецензия Всероссийское педагогическое издание "Учительский журнал" Программа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Малая Родина, тот уголок, ближе которого нет"...