Для родителей мастер класс.
занимательные факты (старшая группа)

Молчанова Мария Сергеевна

Знакомство детей и родителей с традициями и обычаями русского народа; дать представление о русской народной игрушке, народном фольклоре; расширить представление о русской народной культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»

«Народная кукла для наших детей»Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»

Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Задачи:

1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;

2. воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;

3. обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы «Колокольчик».

Материалы и оборудование:

1. Три квадратных лоскута разноцветной ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами 25, 20, и 15 см.

2. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.

3. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .

4. Цветной лоскутик треугольной формы для платочка.

5. Нитки для обвязывания.

6. Вата, ветошь или синтепон для головки.

7. Компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер;

8. Анкеты для родителей.

I. Вводная часть.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы очень рады видеть всех вас здесь. Благодарим, за то, что вы согласились посетить наш мастер-класс. Надеемся, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.

- Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать куклу. А пока я расскажу, что нас подтолкнуло провести это мероприятие.

II. Теоретическая часть. Показ презентации.

- Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.

Во что играют современные дети? Слайд 2.

- Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности, стяжательству. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире. Слайд 3.

Слайд 4 - картинка.

- Результаты такого воспитательного действия:

- повышенная агрессия;

- раздражительность;

- несдержанность;

- высокая тревожность;

- нарушение межличностных отношений;

- появление страхов, фобий. Слайд 5.

- Особое место среди детских игрушек занимает кукла.

Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек. Слайд 6.

- Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков. Слайд 7.

- В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.

Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности. Слайд 8.

- Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.

Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» Куклы все что угодно «Подробные» игрушки не развивают образного мышления (интерактивныне).

Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.

Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С 4-5 лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе мастерстве хозяйки. Слайд 9.

- Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Слайд 10

Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит информацию любви, защиты, доброжелательности.

Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника).

Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.

Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла Кувадка (или Куватка)

– одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Кукла «младенчик-пеленашка».

Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

Крупеничка самая главная кукла в доме.

Еще ее называют ласково Зерновушкой, потому что наполнена она зерном, обычно гречихой. Делали ее после уборочной страды. Наряжали и бережно хранили на видном месте до следующего сева, а весной первые горсти гречихи брали из Крупенички, с тем чтобы осенью заполнить ее новым урожаем. После посева в деревнях устраивали угощение для всей округи. Варили кашу в котлах прямо на улице. Каша – одно из самых любимых блюд народа.

Кубышка - травница несет в дом здоровье.

Наполняется она душистыми травами: зверобоем, тысячелистником, мятой, лавандой, душицей. Ее ставят у колыбели ребенка и дают играть детям. Также ее ставят у кровати больного. Куколку разминают в руках - шевелят, и по всей избе разносится травяной дух. Меняют траву через два года.

Подорожница - верный ангел-хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Это хороший подарок для путешественников. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще добавляют туда маленькое зернышко, чтобы путник был сыт. Маленький оберег в пути.

Веснянка - это задорная и веселая кукла, которую делали девушки на приход весны.

Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу с пожеланием "быть не только красавицей, но и умницей".

Колокольчик - куколка добрых вестей.

У нее три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Кукла Колокольчик - оберег хорошего настроения. Даря ее, человек желает своему другу получать только хорошие известия.

Ведучка - это образ матери, ведущей малыша, поэтому название говорит само за себя: ведущая в жизнь. Ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки. Мать должна не только взрастить девочку, но и подготовить ее к замужней жизни. Обученную и подготовленную к замужеству девушку называли Вестой. Невестой же называли ту девушку, которую обучать уже поздно, она хоть и готова, но не обучена, то есть не Веста. В жены не Весту никто не брал - это считалось браком.

Когда уходили на работу родители оставляли своему ребенку зайчика на пальчик. Это был первый друг и собеседник, с которым можно поиграть, пообщаться, поведать все свои секреты.

Десятиручка изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.

Неразлучники

Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта куклаВ русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару куколкуклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

III. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

Сегодня, мы предлагаем вам, смастерить куклу – КОЛОКОЛЬЧИК.

Выполнение куклы:

1. Берём вату и скатываем в шарик.

2. Этот шарик из ваты кладём в центр большого круга и обвязываем его.

3. Получилась первая (самая нижняя) юбочка. (желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка).

4. Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка получилась.

5. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.

6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

7. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

8. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.

9. Надеваем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы.

10. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.

Итог:

-Мы убеждены, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Уже упоминалось о том, что эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм работы по повышению правовой компетентности родителей МАСТЕР-КЛАСС для педагогов ДОУ .

познакомить педагогов ДОУ с новыми формами работы с родителями по повышению правовой компетентности....

Использование ИКТ для детей и родителей. Мастер – класс "Куколка моя"

Материал содержит опыт использования презентаций при организации мероприятий с детьми и родителями....

Презентация. Использование ИКТ для детей и родителей. Мастер – класс «Куколка моя»

В презентации раскрыт опыт работы по использованию презентаций при организации мероприятий с детьми и родителями....

Работа с родителями Мастер-класс нетрадиционное рисование "Рыжий кот"

Дети очень любят все непривычное ,поэтому нетрадиционные виды изобразительной деятельности вызывают у них огромный интерес и массу положительных эмоций. Необыкновенно красивыми получаются изображения ...

Работа с родителями Мастер-класс для родителей «Дружат наши пальчики» (средняя группа)

Данный материал предназначен для родителей детей 4-5 лет....

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс для родителей "Изготовление игрушки из помпонов"

Нетрадиционные формы работы с родителями.Мастер-класс для родителей по изготовлению игрушек из помпонов. Взаимодействие работы с родителями в группе кратковременного пребывания.  Взаимодейст...