Семинар-практикум для родителей "Научимся сами - поиграем с детьми"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«НАУЧИМСЯ САМИ – ПОИГРАЕМ С ДЕТЬМИ»
Все более актуальной становится тема взаимодействия учреждений системы образования с родителями воспитанников, так как она является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании и обучении.
Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
В своей работе с родителями мы используем семинары-практикумы с элементами тренинга. Данная форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а сами активно включаются в процесс «добывания» информации.
Ниже предлагаю один из вариантов проведения такого семинара-практикума.
ЦЕЛЬ: повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
ЗАДАЧИ:
- развивать рефлексивные умения;
- обучать навыкам группового взаимодействия, развивать рефлексивные умения;
- знакомить родителей с разнообразными формами работы, направленными на развитие познавательной деятельности.
ХОД СЕМИНАРА
Родители прикрепляют бейджи со своими именами.
- Игра «Мозговой штурм»
Цель: активизировать участников семинара-практикума.
Ведущий:
⁃ Как вы считаете, нужно ли развивать речь ребенка?
⁃ Какую речь можно считать правильной, грамотной?
⁃ Что такое диалог?
⁃ Что такое монолог?
⁃ Должны ли взрослые учить ребенка составлять рассказы?
Можно ли утверждать, что речь ребенка и развитие познавательной деятельности взаимосвязаны? (Ответы родителей)
- Игра «Найди общее»
Цель: определить общее в разных предметах.
Ведущий раздает предметные картинки каждому участнику (работа по кругу), им необходимо найти общее между своей картинкой и картинкой соседа.
Ведущий: «Вот мы с вами и начали в игровой форме работать над развитием познавательной деятельности и над развитием речи. Мы не случайно взяли эту тему. Если открыть словарь специальных терминов, то мы можем прочитать, что познавательная деятельность — это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, навыков, в которой активное участие принимают внимание, память, мышление, воображение.
Исследования показали, что процесс роста мозга ребенка к 5-летнему возрасту завершен уже на 70-80 %, а к 8 годам он физически закончен. Из этого следует, что в этот период наблюдается самое активное формирование навыков, накопление знаний, которыми ребенок будет пользоваться на протяжении всей жизни. Поэтому важно не упустить этот период, а использовать его по максимуму, учитывая, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра «Запомни и назови»
Цель: дать представления о приемах запоминания.
Ведущий предлагает родителям для анализа два варианта задания:
• запомнить слова: корова, свинья, лошадь, собака, утка,
• запомнить те же слова: корова, свинья, лошадь, собака, утка, овечка - со звучанием голосов этих животных.
Ведущий: «Как вы думаете, какой вариант игры интересней? Почему?» (Ответы родителей)
Наукой доказано, что память ребенка носит избирательный характер, лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, то, что производит впечатление.
Память ребенка – это интерес, поэтому важно сделать интересным подачу игрового материала. Мы предлагаем Вам поиграть и научиться тому, как можно играть и одновременно развивать ребёнка в ненавязчивой форме.
- . Игра «Большой велосипед»
Цель: снять эмоциональное напряжение участников.
Участники становятся в круг. Совместно с ведущим родители проговаривают слова и одновременно выполняют предложенные движения.
⁃ Мы едем, едем, едем
⁃ На большом велосипеде.
⁃ (Участники перед собой выполняют движения руками — «крутят педали велосипеда».)
⁃ Вдруг навстречу бегемот — береги рот.
⁃ (Участники закрывают ладонями свои рты.)
⁃ Мы едем, едем, едем
⁃ На большом велосипеде.
⁃ (Участники перед собой выполняют движения руками — «крутят педали велосипеда».)
⁃ Вдруг навстречу пес — береги нос.
⁃ (Участники закрывают ладонями свои носы.)
⁃ Мы едем, едем, едем
⁃ На большом велосипеде.
⁃ (Участники перед собой выполняют движения руками — «крутят педали велосипеда».)
⁃ Вдруг навстречу коза — береги глаза.
⁃ (Участники закрывают ладонями свои глаза.)
⁃ Мы едем, едем, едем
⁃ На большом велосипеде.
⁃ (Участники перед собой выполняют движения руками — «крутят педали велосипеда».)
⁃ Вдруг навстречу хрюшки — береги ушки.
⁃ (Участники закрывают ладонями свои уши.)
⁃ Мы едем, едем, едем
⁃ На большом велосипеде.
⁃ (Участники перед собой выполняют движения руками — «крутят педали велосипеда».
- Игра «Третий лишний»
Цель: развивать мыслительные операции.
Деление участников на группы (по цвету бейджей).
Ведущий: «Вам необходимо выбрать из 3 объектов один лишний, с учетом выделенного признака, и подробно объяснить свой вы-бор. Побеждает та команда, которая даст большее количество ответов (за каждый правильный ответ - 1 балл)».
Цвет: цыпленок, лимон, василек;
огурец, морковь, трава; халат врача, помидор, снег.
Форма: телевизор, книга, колесо;
косынка, арбуз, палатка.
Величина: бегемот, муравей, слон;
дом, карандаш, ложка.
Материал: банка, кастрюля, рюмка;
альбом, тетрадь, ручка.
Вкус: конфета, картофель, варенье;
торт, сельдь, мороженое.
Вес: вата, гиря, штанга;
мясорубка, перо, гантель.
- Игра «Доскажи словечко»
Цель: развивать скорость мыслительных операций, гибкость мышления, быстроту реакции, умение работать сообща.
Ведущий раздает каждой команде листы белой бумаги. Необходимо придумать как можно больше слов, которые начинаются на слог плу- и записать на листе бумаги. Время работы З минуты. Побеждает та команда, которая придумает большее количество слов.
- Упражнение «Рассказ по кругу»
Цель: совершенствовать развитие причинно-следственных связей, воображения, умения работать сообща.
Участники становятся по кругу, ведущий предлагает начало рассказа, произнося следующую фразу: «За окном падал пушистый снег..» После этого он передает мяч соседу, который продолжает рассказ.
- Упражнение «Мастерская форм»
Цель: развивать мышление.
Деление участников на две команды (по геометрическим формам – круг, треугольник).
Ведущий дает участникам команд по набору палочек и образцы фигур, которые необходимо выложить. Затем участники должны изменить свои фигуры, переложив палочки по инструкции.
Ведущий: «Переложите 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону (Приложение 1).
9. Конкурс «Блиц» Цель: развивать гибкость мышления. Ведущий:
За 2 минуты Вы должны ответить на максимальное количество вопросов. Ведущие задают вопросы командам попеременно.
1 команда
1. Дом для учебников. (Портфель.)
2. Он до Киева доведет. (Язык.)
3. Цветок-загадка. (Ромашка.)
4. Из всех звезд, видимых над Россией, эта самая яркая. (Солнце.)
5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный.)
6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой.)
7. Где сухого камня не найдешь? (В воде.)
8. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
9. Эмблема государства. (Герб.)
2 команда
1. Дом для денег. (Кошелек.)
2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой о.)
3. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
4. Съедобный камень. (Соль.)
5. Он приходит во время еды. (Аппетит.)
6. Время года, когда сани готовить уже поздно. (Зима.)
7. На что похожа половина яблока? (На вторую половину.)
8. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется? (Петух.)
9. Оросительный «чайник» огородника. (Лейка.)
10. Упражнение «Дорисуйте»
Цель: способствовать развитию воображения.
Ведущий предлагает листы бумаги, на которых нарисованы какие-либо элементы (линии, спирали, части геометрически» фигур и т. д.). Участники должны дорисовать данные элементы так, чтобы получилась сюжетная картина. На работу отводится 5 минут. Участники презентуют свою картину.
11. Конкурс «Заморочки»
Целы: развивать гибкость мышления.
Ведущий зачитывает по 5 вопросов каждой команде. Во фразах зашифрованы русские пословицы и поговорки, необходимо их узнать.
1. Потерялся в небольшом количестве хвойных, вечнозеленых деревьев. (В трех соснах заблудился)
2. Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся в большом количестве секрет из слезных желез маленького грызуна. (Отольются кошке мышкины слезы)
3. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния. (Комар носа не подточит.)
4. Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики)
5. В нижних конечностях истины нет. (В ногах правды нет)
6. Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. (Голь на выдумку хитра)
7. Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. (Кто старое помянет – тому глаз вон)
8. Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. (Врет и глазом не моргнет)
Ведущий: «Пиком развития мышления является умение отгадывать и придумывать загадки. Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Согласитесь, что составление загадки, ее разгадывание требует пристального наблюдения действительности, выявление в ней типичного, характерного. Загадка помогает совершенствовать человеческую мысль, развивает наблюдательность, учит воспринимать мир образно, многогранно».
12. Упражнение «Непохожее в похожем»
Цель: развивать наблюдательность, умение подмечать отличительные особенности в одинаковых предметах.
Деление на команды (конфеты).
Ведущий раздает командам по лимону и предлагает описать свой лимон, выделяя особенности данного фрукта. Качества своего лимона участники записывают на листах бумаги, затем они озвучивают свои «находки».
Вывод ведущего: даже в одинаковых предметах можно найти различия. Данное задание очень эффективно в работе с детьми, т. к. нахождение мельчайших особенностей в одинаковых предметах развивает у ребенка внимание, наблюдательность, логику и речь.
13. Задание «Составь загадку»
Цель: развивать смекалку, гибкость ума, сообразительность.
Ведущий предлагает командам составить загадку о своем лимоне, чтобы она отражала особенности их фрукта в стихотворной или повествовательной форме. Время для работы - 3 минуты.
Команды зачитывают свои загадки.
14. Рефлексия «Острова»
На столе лежит карта (лист ватмана) с изображением эмоциональных «островов»: остров Радости, остров Грусти, остров Недоумения, остров Тревоги, остров Ожидания, остров Просветления, остров Воодушевления, остров Удовольствия, остров Наслаждения.
Ведущий предлагает каждому участнику положить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает его душевное эмоциональное состояние после состоявшейся встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара- практикума "Домашние посиделки" для родителей совместно с детьми.
Семинар- практикум для родителей совместно с детьми. Его цель - показать и научить, чем можно заняться с детьми дома, а так же обьяснить родителям - насколько важна такая совместная деятельность для с...
Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"
Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важност...
Семинар - практикум «Грамматический строй речи: Давайте поиграем»
Данный семинар-практикум призван помочь родителям детей старшего дошкольного возраста проникнуться проблемой плохо говорящих или не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним ре...
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».
Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".
В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....
Семинар-практикум для родителей «Давайте вместе поиграем»
Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей; подвести родителей к осозна...
Семинар – практикум для родителей и детей «Поиграй со мною, мама»
Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание о роли развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных пр...