Родительское - собрание практикум "Пальчиками играем-речь ребенка развиваем"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание-практикум «Пальчиками играем – речь ребенка развиваем» |
Цель:
Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.
Задачи:
- Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.
- Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.
- Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Плакаты с высказываниями:
- «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)
- «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)
- «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
- «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)
Презентация с фотографиями детей на занятиях.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Форма проведения: собрание-практикум.
Ход собрания
1. Организационная часть
Родители знакомятся с выставкой дидактических игр для развития мелкой моторики и садятся за столы.
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание!
Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? Пальцы. Действительно, это пальцы.
Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
2. Основная часть
– Очень часто мы, родители, спешим, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители, воспитатели и мы, логопеды, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
ПЕРВОЕ: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
ВТОРОЕ: готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?
Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
- уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга;
- в раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом ( «Сорока»; не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.);
- в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голова).
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.
Эти игры помогают:
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
- формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности;
- косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
- Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
«Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»
«Пальчиковая гимнастика»
В своей работе мы используем «пальчиковые игры» каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и при этом проговаривают стихотворения. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.
Строим дом.
Мы лепили снежный ком.
Варим компот
«Пальчиковый театр»
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. При этом ведется работа над формированием интонационной стороны речи. Дети подражая героям меняют интонацию, силу голоса.
Игры с прищепками
Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. При этом мы параллельно развиваем словарь ребенка, познавательные способности, формируем лексико-грамматическую сторону речи.
Чей хвост?
Кто? Что? ест
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (песок, различные крупы, любые мелкие предметы) находит небольшие предметы и достает. Называет и описывает предмет, что этот предмет может делать. Так мы развиваем мелкие дифференцированные движения пальцев рук и обогащаем предметный, глагольный словарь и словарь признаков.
Сухой бассейн с игрушками киндер-сюрприз
«Пальчиковые шаги»
Игры с крышками, шаги со стишками, пальчиковые куклы
На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.
Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Шнуровка
Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Работа со шнуровкой должна вестись от простого к сложному.
Оригами
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.
Существует еще множество игр, которые способствую развитию мелкой моторики:
- работа с раскрасками – штриховка;
- пальчиковая гимнастика – шнуровка;
- игры с конструктором, мозаикой;
- лепка из глины и пластилина;
- нанизывание бус, бисера;
- сматывание цветных ниток в клубочки;
- работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Некоторые игры представлены на нашей выставке, вы можете познакомиться после собрания.
– К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Надеюсь, что нашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.
3. Практическая часть
- Изготовление говорящей оригами – игрушки
- Изготовление подарка для мамы, поздравление мам
Эстафета
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я буду….»
4. Заключительная часть
Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики рук «Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук».
Вручаю каждому участнику памятки «Развитие мелкой моторики рук» и «Наши руки не знают скуки».
– В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
Методическая литература:
- Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».
- Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения».
- Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика».
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника».
- Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику».
- Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "С пальчиками играем - ум развиваем".
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно н...
Родительское собрание «Конструируем, играем и речь развиваем» (средняя группа)
Родительское собрание «Конструируем, играем и речь развиваем»(средняя группа)В раздевалке в фоторамке представлен материал из жизни детей в детском саду(звучит музыка, дети вст...
Сообщение на родительском собрании «Как привить у ребенка любовь к чтению? Как развивать интерес к чтению?»
Развитие интереса к чтению у первоклассника – необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научит...
Родительское собрание «Пальчиками играем – речь развиваем!» (в младшей группе)
Сценарий родительского собрания, рекомендации, комплексы пальчиковой гимнастики...
родительское собрание " Пальчиками играем - речь развиваем"
Родительское собрание Тем: «Пальчиками играем – речь развиваем!»Во второй группе раннего возраста...
Родительское собрание «Вместе играем - речь развиваем»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии детей, оказание практической помощи в проведении работы по развитию речи. Задачи: - Раскрыть значени...