Мастер-класс для родителей "Пальчики учат говорить"
консультация (средняя группа)

Маматханова Амина Мухтаровна

"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев".  В.А. Сухомлинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                        ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» СЕЛО НОВОГАГАТЛИ ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН

Мастер-класс для родителей

«Пальчики учат говорить»

Средняя группа

Пальчиковая гимнастика у антошки есть игрушки - MrPen.ru

Воспитатель:

Маматханова А.М.

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка;

2. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

3. Побудить родителей использовать данные приёмы для организации семейного досуга и развития детей;

4. Продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.

Ход мастер - класса:

Вступление.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем мастер-классе. Многочисленными исследованиями учёных установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.

За последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А ещё не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев". Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.

Одной из форм такой работы является пальчиковые игры, которые решают множество задач в развитии ребенка:

- помогают развивать речь;

- повышают работоспособность головного мозга;

- развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивают тактильную чувствительность;

- снимают тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию несколько пальчиковых игр. Они очень легко запоминаются, и Вы всегда сможете повторить их с ребенком и дома, и на прогулке, и даже по дороге домой из детского сада. Малышам эти игры очень нравятся, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.

Практическая часть мастер-класса.

Воспитатель: Уважаемые родители, мы просим вас побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».

Каждый пальчик ребёнка надо взять за кончик слегка сжать и разогнуть:

Мы делили апельсин            (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа            (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой

Эта долька – для чижа                                        руке, начиная с мизинчика)

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!                                           (Встряхиваем обе кисти)

Разозлился волк - беда,

Разбегайтесь кто-куда!

А сейчас повторим все вместе, приготовились…Молодцы, хорошо постарались!

Еще одна пальчиковая игра «Комар»:

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

Воспитатель повторяет все движения вместе с родителями.

Воспитатель: Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

  • Втыкание сухого гороха в коричневый брусок пластилина – «готовим шоколад с орехами»
  • «Сажаем грядки». Втыкаем в бруски пластилина различные крупы: горох – сажаем «репку»; фасоль – сажаем «картошку»; мозаику разных цветов – помидоры, морковку, огурцы и т.д.
  • «Бусы для мамы»: изготовление бус из макарон разной формы (нанизывать на толстую веревку)
  • «Пирамидки из сушек». Нанизывание сушек на карандаш
  • «Пятнышки». На любое изображение с пятнышками (жираф, божья коровка, далматинец) ребенок приклеивает кусочки пластилина. В конце игры можно пересчитать приклеенные пятнышки
  • Из общей тарелочки, в которую насыпаны макароны, фасоль разложить в два разных стаканчика. Погреметь и не рассыпать. Пересыпать в бутылочку, открутить крышку, закрутить. Погреметь тихо и громко, быстро и медленно. Постучать бутылочкой о поверхность стола
  • Массаж рук грецким орехом. Расскажите ребенку сказку про орех, как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох). Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем все несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравятся, а в самом конце он решает нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики
  • Упражнения с прищепками. Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого). Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.
  • Рисования пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью.

Выбор конкретных методов развития у ребенка мелкой моторики рук зависит от возраста ребенка и его склонности к тому или иному виду деятельности.

Рефлексия

Очень надеюсь, что смогла Вам доказать значимость развития руки для ребенка дошкольного возраста. И в заключении еще одно упражнение для Вас, называется оно «Спасибо!»

Воспитатель предлагает каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку всё, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят: «СПАСИБО!» Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»

Мастер класс для родителей дошкольников напрвлен на расширение их представлений о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики....

Мастер – класс для родителей «Чему учат игры В.А. Кайе?»

Материал для родителей с использованием развивающих игр В.А. Кайе....

Мастер-класс для родителей: «Дышим глубоко – говорим легко!»

Мастер- класс для родителей о постановке правильного  дыхания для развития речи детей....

Мастер-класс для родителей "Дыши и говори правильно"

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников....

Мастер-класс для родителей «Пальчики помогают говорить».

цель:сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей....