Мастер-класс для родителей "Дыши и говори правильно"
консультация по логопедии

Баканова Елена Викторовна

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_dyshi_i_govori_pravilno.docx701.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 51 «ЗОРЕНЬКА»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДЫШИ И ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!»

Подготовила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Григорьева Н.М.

г.Химки

Дыхательный аппарат состоит из грудной клетки с расположенными в ней легкими, трахеи и бронхов, а также диафрагмы и мышц брюшного пресса. Благодаря его работе мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Речь строится на выдохе. Струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если она  по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речь будет невозможной.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, у которых ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, поскольку на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, дети вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, судорожной,  с «захлебыванием».

Как известно, при тяжелых формах патологии у детей с речевыми нарушениями страдает как лексико-грамматичсекая, так и звуковая сторона речи. В целом ряде случаев отмечаются нарушения просодической стороны речи: при общем, при фонетико-фонематическом ее недоразвитии, при заикании.

В многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание. Как отмечают выше перечисленные и другие исследователи, речевое дыхание поражается при таких нарушениях речи, таких как дизартрия, ринолалия, разные формы патологии голоса. Разработан целый ряд систем по коррекции названных патологий речи, в которых предлагаются комплексы упражнений по коррекции речевого дыхания.

Коррекционно-педагогическая работа в ДОО ведется наиболее эффективно, если есть взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.

Задачи мастер-класса:

- формировать представление о значимости развития речевого дыхания  у детей;

- знакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

- показывать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения свистящих, шипящих звуков, звука «Р»; 

- давать педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания детей.

Оборудование:  мыльные пузыри, снежинки, искусственный цветок, памятки-буклеты, листочки, фломастеры, футбольное поле, ворота, шарик из ваты или от пинг-понга, бумажные красные, зеленые и синие полоски.

  1. Вводная часть

Упражнение «Сдуй муху с носа»

Логопед. Сядьте удобно, положить руки на колени, закрыть глаза и представьте,  что на ваш нос села муха. Её нужно сдуть. Что вы почувствовали?

 Логопед подводит участников к тому, что дышать нужно правильно.

  1. Теоретическая часть.

     Логопед. Что есть само дыхание? Его суть заключается в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание предполагает два акта: вдох, во время которого грудь расширяется, воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость. Стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабо развитых дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием помогает управлять собой.

Древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы, физическую и умственную деятельность, стимулирует работу сердца, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью и, несомненно, играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей дошкольного возраста.

А.Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать, что предполагает работу над развитием физиологического дыхания. Наша задача - научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от болезней дыхательных путей.

Несовершенства речевого дыхания  у дошкольников:

1. Очень слабый вдох и выдох, что делает речь тихой, едва слышимой. Это часто наблюдается у физически слабых детей, робких, стеснительных.

 2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а затем договаривает фразу шепотом.

 3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова («Мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять»).

 4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

 5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, поскольку дыхательная система - энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. 

 Речевое дыхание дает возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

 Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя их и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения слов и фраз. Меняется громкость и речевая мелодика.

Иными словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи.
Его можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.

Параметры правильного ротового выдоха:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос;

• выдох происходит плавно, без толчков;

• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Логопед показывает правильный ротовой выдох.

При проведении   игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут (с перерывами на отдых).

Например:

  • дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме на одном выдохе произносятся 2-3 слова).
  • дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
  • дети 4-6 лет - играют 4-6 минут (количество слов 4-6).
  • дети  6-7 лет – играют по  5-7 минут (норма слов на одном выдохе  5-7).

Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с ее сужением. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.

Во время игр нужно ориентироваться на самочувствие ребенка и эмоциональное состояние детей.

Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализация их ритма. Ребёнка учат дышать, когда рот закрыт. Тренируем носовой выдох, говоря: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение.

Педагоги  повторяют это упражнение 4-5 раз.

 Затем мы тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка.

Педагоги проделывают и это упражнение.

  1. Практическая часть

Логопед. Хочу вас познакомить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения выполняются под стихотворное и музыкальным сопровождениям.

Упражнение «ЧАСИКИ» 

 Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 

2- взмах руками назад «так» (выдох) 

 Упражнение «ПЕТУШОК»

 Крыльями взмахнул петух, 

 Всех нас разбудил он вдруг. 

 

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 

Развести руки в стороны - вдох, хлопнуть  по бёдрам, выдыхая произносить: «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз. 

Упражнение «ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая : « чух– чух – чух» . Выполнять 20-30 секунд.

Игра «Передай снежинку счастья»

Участники становятся в круг. Ведущий кладет на ладонь бумажную снежинку, сказав пожелание, сдувает ее и направляет на ладонь соседа, соблюдая правила речевого дыхания.

Игра «Задуй шарик в свой домик»

Участникам предлагается по очереди задувать разноцветные шарики в домики такого же цвета.

Упражнения для развития речевого дыхания:

Цель: формировать умение слитно на одном выдохе произносить фразы из 2-3 слов; из 4 слов; из 5-6 слов.

«Снег идет»

 Участники стоят в кругу. Вдох – руки поднять вверх. На выдохе опуская руки произносить: «Ш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

 «Вьюга»

Логопед. Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: «у-у-у». Свистит ветер: «с-с-с-с». Ветер гнет деревья: «ш-ш-ш-ш». (Участники громко произносят «у-у-у»,

«с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш»). Но вот вьюга стала затихать. (Участники тихо произносят «у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш»). И затихла.

«Поем песенку»

 Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук [а] (сочетания звуков [ау], [ауи] и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

 «Цветок»

Участники стоят в кругу. У логопеда искусственный цветок, который он передает по кругу. Каждый участник нюхает цветок и на выдохе произносит фразу: «Ах, как пахнет цветок» или «Очень приятный запах» и т. д.

«Произнеси скороговорки»

Нужно глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».

Логопед. Игры и упражнения на дыхание можно  включая  в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий. Проводить лучше в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес.

Упражнения для развития ротового выдоха

Логопед. Лучше всего начинать с забавных игровых упражнений для развития ротового выдоха.

Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.

«Снежинки»

Предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные снежинки, тем самым превратить обычную группу в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения щеки не надувать .

«Сдуем листочки с ёжика»

У логопеда в руках ёжик, на нем – листочки. Нужно их сдуть.

«Загони  мяч в ворота» или «Футбол»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота.

Сегодня мы познакомились с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи. 

Дыхательную гимнастику можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

 В заключении я хочу вас проинформировать: прежде чем проводить дыхательную гимнастику, следует ознакомиться с медицинскими картами детей. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен.

  1. Заключительная часть

Логопед предлагает участникам оценить информацию, полученную на мастер-классе:

  • красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;
  • синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;
  • зеленый цвет – «мне на мастер-классе было не интересно».

В завершении мастер-класса педагогам предлагаются памятки-буклеты «Развитие речевого дыхания».

Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
  3. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб, 1993.
  4. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
  5. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

               Бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

   Кораблик

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

                Одуванчик

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

                                 Шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

                                                                           Футбол

Дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_151/13/d-12547/12547_html_m386c5293.png

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос

  • плечи не поднимать

  • выдох должен быть длительным и плавным

  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

МБДОУ «Д/сад комбинированного вида № 15  

                                 «Журавушка»

http://ya-logoped.ucoz.net/25-1-.jpg

Подготовила: учитель-дефектолог,

                                   учитель-логопед

Дектярёва Светлана Анатольевна

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

Трубач

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Каша кипит

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Летят мячи

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Лыжник

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Семафор

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Вырасти большой

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Гуси летят

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Рекомендации

по проведению дыхательной гимнастики:

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после

плотного ужина или обеда. Лучше,

чтобы между занятиями и

последним приемом пищи прошел

хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется

выполнять в свободной одежде,

которая не стесняет движения.

Необходимо следить за тем, чтобы

во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

     Упражнения для развития речевого дыхания

 

Футбол

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

              Ветряная мельница

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Снегопад

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

              Листопад

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»

Мастер класс для родителей дошкольников напрвлен на расширение их представлений о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики....

Мастер-класс для родителей: «Дышим глубоко – говорим легко!»

Мастер- класс для родителей о постановке правильного  дыхания для развития речи детей....

Мастер-класс для родителей «Пальчики помогают говорить».

цель:сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей....

Мастер класс для родителей "Почему важно говорить с детьми о финансах".

Мастер класс для родителей, целью которого является повышение финансовой культуры родителей в игровой форме....

Мастер – класс для родителей: «Играя, учим говорить».

Уважаемые родители, я рада всех вас видеть, спасибо, что нашли время для встречи.Хочу начать со слов Сесиль Лупан. Она не работала в детском саду или школе, а лишь воспитывала своих двоих дочерей, и, ...