Консультация для родителей :
«Роль изобразительной деятельности
в развитии дошкольников»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит
эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький
исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя
окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не
дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для
ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие,
реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды
деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками,
экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-
театральная деятельность, детский труд — занимают особое место. Именно в
этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта
происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-
личностное развитие и совершается естественное вызревание таких
перспективных новообразований, как произвольность поведения,
способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому
воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического
обучения в школе.
Будущее маленького человека закладывается в дошкольном возрасте, в
детском саду. Как вы думаете, зачем нужны занятия по изобразительной
деятельности ребенку? Ведь, как известно, не каждый в будущем становится
художником или дизайнером?
Попробую привести несколько аргументов в пользу ИЗО деятельности.
Изобразительная деятельность – любимое детское занятие. Процесс
создания рисунка, коллажа, поделки приближается у малышей к игре –
вначале они просто получают удовольствие от своих действий
с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает
вкладывать в работу конкретное содержание; малыш начинает создавать
образы, отражающие его отношение к действительности. След на бумаге
приобретает для него зрительное значение, а это положительно влияет на
дальнейшее развитие в ИЗО деятельности. Ведь теперь малыш способен в
рисунке создавать образы, отражающие его отношение к окружающей
действительности.
В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности
ребенка:
общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со
сверстником);
воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить
работу другого ребенка);
ознакомление с окружающим (строение предметов и объектов,
выделение существенных свойств);
формирование элементарных математических представлений (цвет,
форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и
на себе, счет, деление на равные части);
трудовое воспитание (работы детей часто используются в играх детей, для
украшения интерьера кабинета).
Занятия рисованием дают терапевтический эффект:
успокоение ребенка;
раскрытие его внутреннего мира;
развитие мелкой мускулатуры кисти;
координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки
(правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-
логическое);
координация руки и глаза;
подготовка руки к письму.
На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности:
формирование умений планирования последовательности выполнения;
осуществление контроля на различных этапах работы;
развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.
развитие психических процессов, для того чтобы ребенку что-
либо изобразить нужно, задействовать все психические процессы -
восприятие (сенсорные эталоны);
память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);
речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с
рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить
произношение звуков (заменяют пальчиковые игры).Доказано, что каждый
палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга, которые
тесно взаимосвязаны с речевыми зонами => есть все основания считать кисть
руки – как орган речи ,внимание, воображение.
Думаю, достаточно аргументов, для того, чтобы оценить
значимость изобразительной деятельности в жизни ребёнка. Можно говорить
о том, что занятия изобразительной деятельностью - это особая ситуация,
которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи,
способствует расширению активного и пассивного словаря детей, развивает
их мелкую моторику, познавательные психические процессы.
Основной задачей изобразительной деятельности является развитие в
ребенке внутренней свободы творчества. На наших занятиях дети знакомятся
с основами рисунка, свойствами цвета, объема, линий, узнают особенности
различных изобразительных приемов.
Дети создают рисунки с использованием самых разнообразных
современных материалов (гуашь и акварельные краски, соленое тесто,
пластилин, мозаика, а также другие декоративные и моделирующие
материалы, используют нетрадиционные методы рисования. Овладение
различными изобразительными приемами предоставляет малышу
максимальный выбор средств, для самовыражения.
Погружение в творческую деятельность является для ребенка прекрасной
почвой для благополучного эмоционального развития. Творчество дает
ребенку конструктивные средства эмоциональной разрядки, которые
помогают ему расслабиться, избавиться от страхов и тревожности,
справиться с различными эмоциями, обстоятельствами и с самим собой.
Наша цель заключается не только научить ребенка художественным
приемам. Не менее важно, чтобы изобразительная деятельность стала для
ребенка доступным средством выражения того, что его взволновало.
Рисование, как и игра, помогает малышу осознать свое место в мире, познать
окружающую действительность, свои впечатления и отношение к
окружающим.
Творческих успехов Вам и Вашему ребёнку!