Консультация для педагогов «Гимнастика пробуждения как составляющая часть двигательного режима в ДОУ»
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов. Почему необходима гимнастика пробуждения для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_probuzhdayushchaya_gimnastika_v_dou_2.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Гимнастика пробуждения как составляющая часть двигательного режима в ДОУ»
Егорова В.А. воспитатель
МАДОУ «ДС №30 г. Челябинска»
Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика, направленная на постепенный переход от сна к бодрствованию.
Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательного режима в ДОУ. Данная форма двигательной активности детей во второй половине дня облегчает процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, увеличивает уровень общей физической активности ребенка, а также способствует профилактике плоскостопия, нарушения осанки, простудных заболеваний.
Наиболее эффективно ускоряют этот процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
- звуковые сигналы (например, музыка)
- зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
- импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом). Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света, проводить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы в групповом помещении с температурой ниже на несколько градусов чем в спальне и в заключение принять водные процедуры с использованием прохладной воды, либо чередуя прохладную и теплую воду. Включение в гимнастику после сна щадящих элементов закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений не только способствует возбудимости нервной системы, но и увеличивает общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям.
Для оздоровительного эффекта также можно сочетать с общеразвивающие упражнения с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.
Как и утренняя гимнастика, комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится 8-12 минут, при включении закаливающих процедур длительность гимнастики увеличивается до 20 минут. В структуру гимнастики после сна могут входить:
- разминка в постели (гимнастика пробуждения);
- общеразвивающие упражнения;
- подвижные игры и танцевальные упражнения;
- релаксационные упражнения
- упражнения на дорожке «здоровья» (профилактика плоскостопия).
Для постепенности, аккуратности и тактичности запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статической – вынужденной позы сна прямо в постелях с детьми проводится гимнастика пробуждения. Комплекс упражнений гимнастики пробуждения можно использовать достаточно длительное время (2-3месяца), постепенно вводя по одному упражнению.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает: элементы потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики… Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.
Во время бодрящей гимнастики учитываются индивидуальные особенности детей. Принуждение исключено!
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, где выполняют различные общеразвивающие движения: ходьбу по кругу, на носках и пятках, парами, медленный и т. д.
На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задание на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т. д. Такие коврики-дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.
Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включают-игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей.
После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Таким образом, гимнастика после дневного сна – это комплекс гимнастических упражнений, закаливающих и лечебно- профилактических мероприятий, проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Гимнастика пробуждения как форма двигательной активности детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна, как одной из форм двигательной активности детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Гимнастика пробуждения"
комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна...
Гимнастика «пробуждения» как составляющая закаливающих мероприятий в детском саду.
Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естеств...
Консультация "Кубанские народные игры как составная часть двигательного режима дошкольников"
Здоровье человека в значительной мере определяется уровнемего функциональных возможностей.Человек создан для активной деятельности, поэтому длянормального функционирования его организму необходима акт...
Консультация для педагогов "Гимнастика пробуждения после сна"
Консультация для педагогов "Гимнастика пробуждения после сна"...
Консультация для педагогов "Гимнастика пробуждения в ДОУ"
Консультация для педагогов "Гимнастика пробуждения в ДОУ"...
Консультация для педагогов «Гимнастика пробуждения в ДОУ как один из компонентов оздоровления детей».
laquo;Гимнастика пробуждения в ДОУ как один из компонентовоздоровления детей»....