Консультация для родителей "Игры для развития речи и мышления у дошкольников"
консультация
Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, получить одобрение от самых близких ему людей.
Знания в мире формируются постепенно, благодаря вовлечению ребенка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы ваша совместная деятельность с ним была ежедневной, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего, обратите внимание на изучение предметов и их качеств. Большой интерес у детей вызывают тематические мини-занятия: «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Посуда» и т. д., а также игры: «Оденем куклу на прогулку», «Повар готовит обед», «Уберем квартиру к празднику» и т. д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – логопеда
для родителей
Консультация для родителей
«Играем – речь развиваем!»
(игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)
Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, получить одобрение от самых близких ему людей.
Знания в мире формируются постепенно, благодаря вовлечению ребенка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы ваша совместная деятельность с ним была ежедневной, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего, обратите внимание на изучение предметов и их качеств. Большой интерес у детей вызывают тематические мини-занятия: «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Посуда» и т. д., а также игры: «Оденем куклу на прогулку», «Повар готовит обед», «Уберем квартиру к празднику» и т. д.
Вы очень скоро заметите, что благодаря такому содержательному и умному общению развитие ребенка будет происходить быстрее: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.
Быстро будет расширяться его словарный запас. Красочность речи придает использование в ней прилагательных. Замечено, что если для ребенка создавать специальные речевые ситуации, то овладение прилагательными, а значит, и красотой, выразительностью речи происходит заметно быстрее и, главное, интереснее. Ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут речевые ситуации по описанию предметов («Какая собачка?», «Какой автобус?») или самостоятельному придумыванию загадок о предметах (фруктах, овощах). Например: «Оранжевая, хрустящая, сладкая, сочная. Что это?» (Морковка.) Ваша цель – заинтересовать ребенка говорить содержательно, образно, используя как можно больше разнообразных слов.
Прогулки в городских парках, скверах, поездки на дачу, за город тоже можно использовать для речевых игр и бесед с ребенком. Побуждайте ребенка максимально точно называть цвета листьев, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится, что они отличаются друг от друга. В естественной обстановке, ан природе, вы обогатите словарь ребенка. Он начнет различать и употреблять в речи: «светло-зеленый», «темно-зеленый», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, что начнет меняться внимание, сосредоточенность, мышление вашего ребенка.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается , о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребёнка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величаво – торжественное, другое – бесшабашно – весёлое, третье – трагически грустное.
Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребёнок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймёт, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребёнок с радостью принесёт вам большой лист клёна и маленький берёзовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково ( как в нашем случае – «листья»).
Можно сыграть с ребёнком в игру «Что на что похоже и почему?», гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребёнка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, лёгкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)
Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зелёная, как трава».
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим ребенком, доставьте ему радость.
Четвёртый лишний.
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребёнком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; ёлка, берёза, дуб и рыба. Если ребёнок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например: «берёза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.
Где мы были, вам не скажем, что делали – покажем.
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребёнку поиграть в неё без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например: «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребёнку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например: «проснулся – встал – умылся – позавтракал» и т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребёнку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Всё это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Играйте со своим ребенком, подарите ему радость общения с вами, наполните совместное времяпрепровождение интересным и развивающим содержанием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников".
В плане отражена работа с детьми среднего возраста, так же разнообразная работа с родителями в течении года.Свою работу по пластилинографии я веду второй год, поэтому мы продолжаем двигаться дальше с ...
Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии
Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии...
Перспективный план работы по самообразованию на 2016 – 2017 учебный год. Тема: «Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников».
Перспективный план работы по самообразованию на год для средней группы по технике пластилинография....
Игры для развития речи и мышления старших дошкольников.
quot; Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В.А.СухомлинскийМатериал предложен для детей старшего дошкольного возраста, на развитие логического мышления....
«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)
Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...
Консультация для родителей в детском саду "Игры на развитие речи и мышления у дошкольников"
Консультация для родителей старшей группы...