Консультация: «Игра – как средство воспитания дошкольников»
консультация
В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее место занимает игра – так как создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igra_-_kak_sredstvo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Игра – как средство воспитания дошкольников»
В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее место занимает игра – так как создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития.
Важно развивать игровую деятельность, поскольку она позволяет достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Какие же игры способствуют правильному воспитанию и развитию ребёнка?
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников :
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Сюжетно-ролевая игра - деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя игрушки и предметы-заместители.
Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- игры на бытовые сюжеты ( «Дом», «Семья», «В гости», «День рождения)
- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (парикмахерская, больница, детский сад, школа, магазин. Транспорт: поезд, самолет, корабль).
- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
- игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач ( в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.)
Длительность сюжетно-ролевой игры:
- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (кормить куклу, строить дорогу) - одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.
Роль - средство реализации игры. Роль которую взял на себя ребёнок содержит свои правила поведения, которые он наблюдал в окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре ребёнок делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию личностной сферы ребенка и отражает его стремление войти в мир взрослого человека.
Если вы уделяете достаточно много времени, играя в сюжетно-ролевую игру дома, то в ваших руках мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его знания, умения, навыки - как результат воспитания.
Театрализованная игра - деятельность направленная на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрытие его творческих индивидуальных способностей , его самовыражение.
Театрализованные игры способны развивать у детей познавательные интересы, а также реализовать у детей потребность в театре, как в искусстве. Это одно из основных средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Семейный театр - особая среда для развития творческих способностей ваших детей. Вы как родитель - партнёр можете помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить ему эмоциональное благополучие, при вашем участии ребёнок станет творцом кукольного представления.
Как только ваш ребёнок научился ходить, в его жизни появляются подвижные игры. Они помогают ему правильно развиваться физически, способствуют формированию волевых качеств, активизируют мышление т.е способствуют всестороннему, гармоничному развитию его личности.
Подвижные игры классифицируются:
- по возрасту детей;
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- по видам движений (игры с мячом, с бегом, метание и т. д),
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
- сюжетные и бессюжетные; («Кот и мыши», -«Ловишки», «Прятки»)
- игры забавы.
В поиске подвижной игры для детей – одного или целой компании – всегда обращайте внимание на интересы и возраст. Малышам не стоит давать слишком сложные задания, а детям постарше вряд ли будут интересны примитивные игры. Постарайтесь выделить время, чтобы поиграть с сыном или дочкой, придумайте ему сами увлекательную подвижную игру ( можно с использование домашнего тренажора). Совместная игра — это очень полезный навык для формирования дружеских и доверительных отношений между ребенком и родителями. Так что, пользуйтесь моментом и даже в помещении устраивайте активные игры.
Дидактическая игра - способствует развитию таких необходимых качеств как любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, способность решать личностные и интеллектуальные задачи, поставленные с учетом возраста вашего ребенка, формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами и игрушками:
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- игры с картинками,
- компьютерные дидактические игры.
Игры с предметами позволяют расширяют и уточняют знания детей, развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры расширяют представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные. («Бродилки», «Лото», «Мозаики», «Пазлы»)
Игры словесного характера отличаются тем, что образовательная задача, осуществляемая с использованием данных игр, направлена на мыслительные действия без опоры на наглядность. Это преимущественно игры народные, загадки, потешки, прибаутки, перевертыши. Словесные игры формируют и развивают слуховое внимание, создают эмоциональный настрой, вырабатывают быстроту реакции, развивают речь.
Игры с картинками. Для игр такого плана используют разнообразные картинки, серии картин, в соответствии возрастом детей. Это математические игры. Игры на знакомство с окружающим.
Компьютерные дидактические игры являются средством формирования у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Они применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Задача родителя – подобрать необходимую игру, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребёнка. (старший дошкольник может играть за компьютером не более 15 минут в день).
Родители помните - создавая в семье условия, для разнообразной детской игровой деятельности вы способствуете успешному психическому и личностному развитию вашего ребёнка. Дети должны играть почти всё своё свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация " Игра- как средство воспитания дошкольников"
Игоа- это сврего р правила и нормы поведенния людей, их отношенние к труду.ода шклла, в которой ребёнок активно и творчески осваивает...
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»...
Консультация: «Игра - как средство воспитания дошкольников».
Консультация:«Игра - как средство воспитания дошкольников»....
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»
Для педагогов и родителей....
Консультация "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Игра как средство воспитания, в современном обществе это тема актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное время провождения, но способ моделирования внешнего, вз...
Консультация "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация: «Игра – как средство воспитания дошкольников»
В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее место занимает игра – так как создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития....