Консультация: «Игра – как средство воспитания дошкольников»
консультация
В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее место занимает игра – так как создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igra_-_kak_sredstvo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Игра – как средство воспитания дошкольников»
В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее место занимает игра – так как создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития.
Важно развивать игровую деятельность, поскольку она позволяет достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Какие же игры способствуют правильному воспитанию и развитию ребёнка?
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников :
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Сюжетно-ролевая игра - деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя игрушки и предметы-заместители.
Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- игры на бытовые сюжеты ( «Дом», «Семья», «В гости», «День рождения)
- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (парикмахерская, больница, детский сад, школа, магазин. Транспорт: поезд, самолет, корабль).
- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
- игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач ( в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.)
Длительность сюжетно-ролевой игры:
- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (кормить куклу, строить дорогу) - одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.
Роль - средство реализации игры. Роль которую взял на себя ребёнок содержит свои правила поведения, которые он наблюдал в окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре ребёнок делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию личностной сферы ребенка и отражает его стремление войти в мир взрослого человека.
Если вы уделяете достаточно много времени, играя в сюжетно-ролевую игру дома, то в ваших руках мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его знания, умения, навыки - как результат воспитания.
Театрализованная игра - деятельность направленная на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрытие его творческих индивидуальных способностей , его самовыражение.
Театрализованные игры способны развивать у детей познавательные интересы, а также реализовать у детей потребность в театре, как в искусстве. Это одно из основных средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Семейный театр - особая среда для развития творческих способностей ваших детей. Вы как родитель - партнёр можете помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить ему эмоциональное благополучие, при вашем участии ребёнок станет творцом кукольного представления.
Как только ваш ребёнок научился ходить, в его жизни появляются подвижные игры. Они помогают ему правильно развиваться физически, способствуют формированию волевых качеств, активизируют мышление т.е способствуют всестороннему, гармоничному развитию его личности.
Подвижные игры классифицируются:
- по возрасту детей;
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- по видам движений (игры с мячом, с бегом, метание и т. д),
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
- сюжетные и бессюжетные; («Кот и мыши», -«Ловишки», «Прятки»)
- игры забавы.
В поиске подвижной игры для детей – одного или целой компании – всегда обращайте внимание на интересы и возраст. Малышам не стоит давать слишком сложные задания, а детям постарше вряд ли будут интересны примитивные игры. Постарайтесь выделить время, чтобы поиграть с сыном или дочкой, придумайте ему сами увлекательную подвижную игру ( можно с использование домашнего тренажора). Совместная игра — это очень полезный навык для формирования дружеских и доверительных отношений между ребенком и родителями. Так что, пользуйтесь моментом и даже в помещении устраивайте активные игры.
Дидактическая игра - способствует развитию таких необходимых качеств как любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, способность решать личностные и интеллектуальные задачи, поставленные с учетом возраста вашего ребенка, формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами и игрушками:
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- игры с картинками,
- компьютерные дидактические игры.
Игры с предметами позволяют расширяют и уточняют знания детей, развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры расширяют представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные. («Бродилки», «Лото», «Мозаики», «Пазлы»)
Игры словесного характера отличаются тем, что образовательная задача, осуществляемая с использованием данных игр, направлена на мыслительные действия без опоры на наглядность. Это преимущественно игры народные, загадки, потешки, прибаутки, перевертыши. Словесные игры формируют и развивают слуховое внимание, создают эмоциональный настрой, вырабатывают быстроту реакции, развивают речь.
Игры с картинками. Для игр такого плана используют разнообразные картинки, серии картин, в соответствии возрастом детей. Это математические игры. Игры на знакомство с окружающим.
Компьютерные дидактические игры являются средством формирования у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Они применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Задача родителя – подобрать необходимую игру, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребёнка. (старший дошкольник может играть за компьютером не более 15 минут в день).
Родители помните - создавая в семье условия, для разнообразной детской игровой деятельности вы способствуете успешному психическому и личностному развитию вашего ребёнка. Дети должны играть почти всё своё свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация " Игра- как средство воспитания дошкольников"
Игоа- это сврего р правила и нормы поведенния людей, их отношенние к труду.ода шклла, в которой ребёнок активно и творчески осваивает...
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»...
Консультация: «Игра - как средство воспитания дошкольников».
Консультация:«Игра - как средство воспитания дошкольников»....
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»
Для педагогов и родителей....
Консультация "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Игра как средство воспитания, в современном обществе это тема актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное время провождения, но способ моделирования внешнего, вз...
Консультация "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
Консультация для родителей «Игра, как средство воспитания дошкольников».Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются со...