Консультция для родителей "Стили и типы семейного воспитания"
консультация

Жирнова Ульяна Константиновна

В большинстве источников литературы выделены несколько основных стилей и типов семейного воспитания. В чистом виде они встречаются редко, чаще всего в разные периоды жизни семьи можно наблюдать признаки всех стилей воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_i_tipy_semeynogo_vospitaniya.docx56.27 КБ

Предварительный просмотр:

СТИЛИ  И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В большинстве источников литературы выделены несколько основных стилей и типов семейного воспитания. В чистом виде они встречаются редко, чаще всего в разные периоды жизни семьи можно наблюдать признаки всех стилей воспитания. Иногда семья в принципе не может определить, какой тактики придерживаются взрослые по отношению к ребенку. Такое случается, если взрослые в детстве пострадали от родительских воздействий и стараются «сделать все наоборот», но это не удается, поскольку отсутствие опыта приводит их к использованию в воспитании тех же самых средств и методов. Иногда взрослые, выросшие в семье, где живут разные поколения – бабушки, родители, дети, и все придерживаются разных подходов и не стремятся договориться. В последнее время также появляется все больше дополнительных определений и дополнений к воспитательным системам. В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Несмотря на четкую классификацию классификацию, в современных семьях чаще всего присутствует смешение стилей. Все же человек в течение жизни продолжает учиться и меняться под воздействием обстоятельств.

Но, так или иначе, один из стилей продолжает доминировать. И если его преимущества для родителей очевидны, то недостатки чаще всего ускользают от их внимания.

Существует 6 стилей семейного воспитания:

  • авторитарный
  • либеральный (попустительский)
  • демократический
  • отчужденный
  • хаотичный
  • опекающий

Дополнительные:

  • противоречивое воспитание

  • авторитарная гиперсоциализация

  • воспитание в «культе» болезни

  • «Симбиоз»

Авторитарный стиль воспитания

(у других авторов он также может носить названия «автократический», «диктаторский», «доминирование»)

При авторитарном стиле желание родителя – закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Для этого стиля характерна строгая дисциплина, в общении родителей с ребенком взрослые непременно позиционируют себя как главные члены семьи, которых возможно только слушаться, уважать и даже бояться. Такие родители очень многого ждут от детей, иногда достаточно рано возлагают на них большую ответственность за дела, которыми их сверстники начнут интересоваться и учиться намного позже (ведение домашнего хозяйства в полном объеме, например). Взрослые в этом случае считают, что таким образом эффективно готовят ребенка к взрослой жизни.

Авторитарному стилю воспитания не хватает теплоты, общение происходит лишь в режиме «я говорю – ты делаешь, я приказываю – ты исполняешь». Правила не обсуждаются. Все решения принимают родители, мнение ребенка не считается достойным внимания. Взрослые часто сами внутренне страдают от того, что вынуждены приводить в исполнение свои суровые решения. Скорее всего, их воспитательный подход сложился в результате тяжелого жизненного и собственного детского опыта. Авторитарные родители могут очень любить своих детей, но практически никогда не демонстрируют свою любовь и принятие. В таких семьях поддерживается и высоко ценится следование традициям. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Но такой подход нельзя в полной мере назвать жестоким обращением, авторитарные родители редко «переходят черту».

Этот стиль воспитания часто приводит к формированию безынициативного, подавленного и пассивно агрессивного человека. В подростковом возрасте строгость и отсутствие контакта с родителями порождают конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют в результате покидая родительский дом при первой возможности. Более спокойные и тревожные подростки приучаются во всем слушаться родителей. Но, хотя родители в этом случае остаются довольны покорностью и «беспроблемностью» ребенка, подводить итоги рано… Такие дети, вступив в период полового созревания, очень легко поддаются дурному воздействию со стороны сверстников и более старших детей. Они привыкли слушаться, беспрекословно выполнять волю старших, не задумываясь о последствиях – за них всегда все обдумывали и решали. Кроме того, эти дети не обсуждают свои проблемы с родителями. Зачем им было пытаться это делать, если результата не будет? Разочаровываясь в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко внутренне протестуют против их ценностей и принципов.

При авторитарном стиле воспитания невозможно сформировать у ребенка адекватный самоконтроль, научить самостоятельно «справляться с жизнью» – нести ответственность за свои поступки, делать самостоятельный выбор, быть эмоционально отзывчивым и разбираться в собственных чувствах, поскольку авторитарные взаимоотношения исключают душевную близость. Таким детям не хватает социальной адаптации, они не выступают в роли лидеров, редко бывают любознательны и спонтанны, проявляют подозрительность и даже враждебность к окружающим.

Ошибка авторитарных родителей чаще всего состоит в том, что они сами пытаются решить, что сделает ребенка счастливым. При этом они отталкиваются от собственного опыта и пытаются дать ему то, что в свое время могло бы сделать счастливыми их. По сути родители стремятся реализовать в детях свои собственные мечты и амбиции.

Авторитарный стиль нужно отличать от жестокого отношения. При авторитарном стиле родитель, хоть и ошибочно, но действует из любви и в интересах ребенка. Жестокость проявляют родители исходя лишь из собственных интересов – «слить» агрессию, «оторваться» на более слабом и зависимом от них человеке. При этом родители чаще не осознают этого.

Либеральный (попустительский) стиль воспитания

(этот стиль еще называют «снисходительным», «гипоопекой»)

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.

Либеральные родители по сути пускают процесс воспитания на самотек. Им кажется, что свобода и вседозволенность с малых лет непременно сделает ребенка счастливым и независимым. На деле же это не свобода, а попустительство — у ребенка напрочь отсутствуют психологические и поведенческие границы.

В отношениях родителей и детей присутствуют принятие, теплота, проявления любви, всепрощение и бесконечное доверие друг другу. Не хватает только очень важных составляющих: истинной заботы родителей о детях и разумных психологических и поведенческих границ, то есть правил, четко установленных родителями с учетом мнения ребенка для его же безопасности и комфорта. По сути, такие родители отказываются брать на себя ответственность. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют неуверенность.  Для такого "свободного" стиля характерны низкая дисциплина либо ее полное отсутствие, родители не возлагают на своих детей больших ожиданий, и иногда при рассмотрении таких отношений со стороны не понятно – кто из членов семьи является родителем, а кто – ребенком? Ребенок не получает направления, ограничений, при попытке родителей дать какие-то указания не слушается. Ситуация в семье резко усложняется, когда ребенок выходит за границы семьи, поступая в детский сад или даже сразу в школу, ведь там он будет не единственным и от него потребуют подчиниться общим правилам поведения. Верный спутник такого семейного воспитания – плохая успеваемость ребенка в школе, так как родителей не интересует и процесс образования ребенка. В семье дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми, что приводит к попыткам манипулирования окружающими.

Такие родители поощряют раскованное поведение, беспокоясь о том, чтобы дать детям возможность выразить себя в творчестве, проявить индивидуальность, но они бывают не последовательны и ведут себя отстраненно. На первый взгляд, воспитанный в такой «свободе» ребенок должен вырасти абсолютно счастливым и реализовавшимся во всех направлениях человеком. Однако, в реальности так не случается. В отсутствии границ и защиты дети не чувствуют себя в безопасности, поэтому становятся подверженными депрессии и разного рода фобиям, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия, могут довольно рано вступать в половые связи, становиться частью преступных групп. Это происходит потому, что ребенок не получил когда-то элементарных ориентиров в том, что такое хорошо и плохо.

Выросшим в таких семьях детям, так же, как и их сверстникам, воспитанным в авторитарных семейных системах, часто не удается развить чувство самоуважения, поскольку их тоже не научили управлять собой самостоятельно. Недостаток здоровых правил в семье вызывает у них желание самим установить контроль над родителями и попытаться добиться от них контроля над собой. Это похоже на: «Хоть выпори меня, но обрати уже на меня свое внимание!». Борьба за внимание вырастает с человеком и направляется уже не только на родителей. Такие дети во взрослом возрасте очень уязвимы, мучительно ищут хотя бы какую-то опору всеми доступными средствами: вступают в секты, попадают в зависимые партнерские отношения, увлекаются самыми экзотическими системами питания, пытаясь установить контроль хоть над чем-нибудь в своей жизни… Это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки, ответственности, умения устанавливать прочные эмоциональные связи.   Разновидность попустительского стиля воспитания – «эмоциональное отвержение». В этом случае ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это, особенно если в семье есть другой любимый ребенок.

Демократический (авторитетный) стиль воспитания

(еще его называют «авторитетные родители», «сотрудничества»)

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

В чистом виде демократичный стиль воспитания считается наиболее оптимальным. Дети, воспитанные в этом стиле, растут психологически здоровыми, гармонично развиваясь и без страха входя во взрослую жизнь.

Авторитетные родители склонны поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, осуществляя незримый контроль над его жизнью. В демократичных семьях родители обсуждают с детьми их интересы, анализируют поступки и вместе находят решения.

Ребенок с детства приучен к дисциплине и уважению к людям и их труду, поэтому ему доверяют и не ограничивают в свободе. В то же время каждое нарушение правил влечет за собой обсуждение и определенные последствия: не убрал после себя — остался без планшета.

Авторитетные родители заботливы и внимательны, последовательны, справедливы, искренне интересуются жизнью и развитием своих детей, много и с удовольствием общаются с ними. В доме приветствуются проявления любви, поэтому дети, как и другие члены семьи, всегда могут рассчитывать на эмоциональную поддержку. Для этого стиля воспитания характерны теплота, умеренная строгость и четкие правила и требования. Такие родители думают о будущем детей, но не реализуют за их счет свои амбиции. Личная ответственность и самостоятельность поощряется в детях в соответствии с их возрастными возможностями, формируется правильное, ответственное социальное поведение.

Авторитетный стиль воспитания предполагает независимость детей и формирует способность при необходимости подчиняться правилам группы. Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские. Родители стремятся к взаимопониманию с детьми, используя разумные доводы в обсуждении, предоставляя ребенку возможность высказаться и быть услышанным, при этом ребенка поощряют и предлагают принимать собственные решения и брать на себя ответственность за них. В результате такие дети верят в себя и учатся взвешенно и обдуманно решать проблемы, ставить цели и достигать их. В результате ребенок, выросший в такой семье, менее подвержен негативным влияниям со стороны сверстников, умеет строить партнерские, дружеские и семейные отношения, уверен в себе, обладает стабильной высокой самооценкой, не агрессивен и добивается успехов в жизни. Контакт между выросшими детьми и родителями сохраняется, советы родителей принимаются во внимание.

Единственный недостаток авторитетного стиля воспитания — он достаточно редко встречается. Все же родителям, как и всем живым людям, свойственно уставать, нервничать, болеть и иметь обстоятельства, не позволяющие уделить ребенку достаточно внимания.

Отчужденный стиль воспитания

Родительское отчуждение проявляется в безразличии к судьбе ребенка. Такой стиль свойственен эгоцентричным родителям, зацикленным на себе, либо страдающим от зависимостей (алкогольной, наркотической или зависимости от азартных игр).

В первом случае родитель на первое место ставит себя, свою карьеру или личную жизнь, а ребенок для него — помеха, отвлекающая его от главной цели, либо средство ее достижения. Такие родители рожают детей, не потому что хотят их иметь, а по иным причинам:

  • биологические часы тикают;
  • под давлением чужого мнения (все рожают, и мне надо);
  • чтобы удержать мужчину/женщину, сохранить семью;
  • в результате незапланированной беременности.

В случае с зависимостями речь идет о психическом расстройстве личности, а больной человек не в состоянии исполнять родительские функции.

В связи с этим ребенок:

  • чувствует себя ненужным, лишним, брошенным на произвол судьбы;
  • отчаянно любит своих родителей и пытается заслужить их внимание и любовь;
  • обрастает комплексами, его самооценка стремится к нулю;
  • старается помочь родителям, нередко берет на себя ответственность за них — фактически меняется с ними ролями.

Дети, воспитанные отчужденными родителями, вырастают замкнутыми и враждебно настроенными к окружающим людям. Тем не менее, в партнеры они себе выбирают таких же холодных, отстраненных или зависимых личностей, раз за разом пытаясь заслужить любовь.

Психологические травмы, приобретенные в детстве в следствие воспитания в отчужденном стиле, не проходят бесследно. Справиться с ними без помощи психотерапевта крайне сложно.

Сгладить отчужденный стиль воспитания можно, только осознав масштаб проблемы и предприняв ряд действий:

  • переместить вектор внимания с себя на ребенка;
  • дать ему ощущение нужности и безусловной любви: посещать важные для него мероприятия, баловать, исполнять желания, проводить с ним больше времени вместе;
  • держать слово;
  • победить свою зависимость.

Хаотичный стиль воспитания

(еще он называется «непоследовательный», «противоречивый»)

Хаотичным называют стиль воспитания, при котором родители непоследовательны в своих методах. Такой стиль формируется в двух случаях:

  • когда либеральные родители предпринимают попытки заняться воспитанием ребенка, но делают это импульсивно, необдуманно, бросаясь из крайности в крайность;
  • когда у родителей кардинально расходятся взгляды на воспитание детей и они не могут договориться между собой.

В таком хаосе невозможно:

  • гармонично развиваться;
  • обрести уверенность в себе;
  • контролировать себя;
  • развить чувство ответственности ни за себя, ни за других.

Поэтому родителям важно научиться договариваться друг с другом. Делать это необходимо в отсутствие ребенка, а с ним — проявлять солидарность в вопросах воспитания.

Залогом здорового развития ребенка являются гармоничные отношения его родителей. Вначале необходимо решить проблемы в паре, тогда воспитание не будет вызывать столько споров.

Выбирая стиль воспитания, важно помнить о том, что каждый ребенок уникален. Одним детям нужна жесткость и строгая дисциплина, другим — свобода, третьим — сопровождение во всех начинаниях. Понять это могут только заботливые и внимательные родители.

Воспитывая ребенка не забывайте о трех главных вещах: здравом смысле, чувстве меры и, конечно же, любви.

Для хаотического стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию, при этом причудливо переплетаются самые противоречивые требования и принципы. В начале раздела описаны причины, по которым может сформироваться такой воспитательный стиль: отсутствие у родителей опыта, неуверенность, несогласованность действий взрослых.

Для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье необходима выдержка и уверенность, чего недостает родителям, особенно матерям, на которых вся семья не справедливо сваливает ответственность, но при этом не поддерживает, а только критикует и оценивает. Это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям – ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации «сюсюканиям» с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым.

Как и при попустительском стиле, в этом случае пренебрегают одной из базовых потребностей маленького ребенка – потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации. Следовательно, все, что соответствует попустительскому воспитательному стилю, можно отнести и к хаотичному.

Опекающий стиль воспитания

(другие названия этого стиля «гиперопека», «детоцентрированный стиль»)

Гиперопека простыми словами — это чрезмерная опека. Главная ошибка родителей с этим стилем воспитания (чаще всего матерей) заключается в том, что они не способны увидеть грань между адекватной заботой и чрезмерной.

Ребенок, воспитанный в опекающем стиле, никогда не стирал своих носков, не мыл посуду, не гулял после 9 вечера и не ездил в летний лагерь.

Родители, окружившие любимое дитя такой заботой, на самом деле смертельно боятся, что с ним может произойти что-то плохое, поэтому вся его жизнь — это сплошные ограничения с бонусом в виде бытового обслуживания.

Гиперопекающие родители часто не отдают себе отчета в том, что для гармоничного развития личности необходима свобода и самостоятельность. Постепенно «отпускать» ребенка также важно, как и кормить здоровой едой, — это основное условие взросления.

Последствия гиперопеки:

  • инфантильность;
  • эгоцентризм;
  • трудности в карьере и семье;
  • высокомерие;
  • лень;
  • беспомощность.

Чтобы не допустить этих последствий, необходимо снизить градус своей заботы и предоставить ребенку больше личной ответственности. Вот несколько практических советов:

Родители с первой минуты появления на свет своего малыша стремятся быть не просто рядом с ним, а бдительно следить за каждым его шагом, предупреждать и заранее реализовывать все его потребности (то, чего именно должен хотеть ребенок, тоже определяют взрослые). Такие родители очень любят собирать информацию о разных модных методиках обучения и воспитания, особенно им нравятся те, которые предполагают большую зависимость успехов ребенка от включения в их жизнь взрослых. Сын или дочь постоянно ограничиваются в свободе, и любые попытки самостоятельного поведения пресекаются разными способами – от прямых и строгих запретов до манипулирования, угроз, запугивания и шантажа.  Здесь в ход идет целый спектр негативных установок: «не принадлежи никому кроме меня», «не будь близким», «не достигай успеха», «не расти», «не делай», «не думай». Родители занимаются этим внушением, пытаясь как-то справиться с собственной тревогой гигантского размера, которая проявляется при первых же попытках малыша проявить самостоятельность. Конечно, такие условия идут далеко не на пользу ребенку. Он мало того, что не сумеет принять даже маленького решения в своей жизни, но и будет абсолютно уверен, что за пределами родительской семьи его ожидает совершенно ужасный и жестокий мир. Такие представления провоцируют развитие тревожности, чувства беспомощности и тормозят формирование социальной и личностной зрелости. При этом стремление ребенка обойти родительские установки еще и вызывает у него мощное чувство вины.

Гиперопека является последствием реализации потребности родителей в психологической защите. Необходимость постоянного вмешательства в жизнь и дела ребенка становится системой, уменьшающей тревогу за него, страх одиночества, отсутствия признания, лишения помощи. Также причиной такой воспитательной позиции может быть инертность отношения взрослых к подрастающим детям, когда старшие члены семьи продолжают относиться к уже подросшему ребенку как к маленькому. Очень часто маме проще самой собрать ребенка на прогулку, быстро и без лишней грязи на столе покормить с ложки, надевать ему подгузник лет до пяти. При этом ребенок не учится самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком до тех пор, пока у мамы хватает сил жить лишь заботой о нем. За стремлением делать все за ребенка скрыто недоверие к его возможностям.

Следствиями гиперопеки являются пассивность, неуверенность, боязнь ошибок, зависимость, инфантилизм. Такой ребенок чрезвычайно удобен, причем не только для родителей. Гиперопека подавляет познавательную активность, воспитывает покорность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины детки». Такой ребенок не может полюбить трудиться, потому что в основе этой любви – гордость за собственные результаты и достижения. А чем гордиться, если за тебя постоянно кто-то исправляет, подделывает, при этом даже не интересуясь, нужна ли помощь? В зависимости от темперамента ребенка могут быть и другие реакции. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным, легко попадает под чужое влияние. Многие жалобы родителей на бесконтрольность и своеволие малыша обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть.

Жесткий контроль и ограничения самостоятельности провоцируют ребенка учиться хитрить и лгать, что в итоге приведет к отчуждению от родителей. Получается, что сверхконтролем и излишней заботой родители как раз формируют в ребенке те качества и модели поведения, которых опасаются.

Разновидностями этого педагогического подхода являются воспитание «кумира семьи» и очень модное «воспитание вундеркинда». При воспитании по типу «кумир семьи» все усилия родителей направлены лишь на удовлетворение потребностей и прихотей ребенка. Семья перестает жить в гармонии, обязательно кто-то из ее членов начинает страдать от нехватки внимания (часто это другой ребенок).  «Центр вселенной» быстро привыкает к такому отношению, становится эгоистичным в своих желаниях и требованиях, всегда стремится купаться во внимании многочисленных родственников. Его нельзя в этом винить, так как не он выбрал такое свое положение, и зачастую сам страдает при этом. Он легко манипулирует родителями и без труда получает желаемое. Но весь остальной мир работает по совершенно другим законам.

Оказавшись один на один с жизненными трудностями, ребенок теряется. В результате растет «непризнанный гений», глубоко несчастный и неуверенный в себе.

Во втором случае ребенка в буквальном смысле с первого самостоятельного вдоха окружают различными методиками, пособиями, игрушками, системами. При этом амбициозные взрослые готовы все свое время посвящать исключительно «будущему гению», лишь бы добиться своей цели – вырастить уникального ребенка. Часто детская психика не справляется с такой нагрузкой, в которой большой объем информации и насыщенный режим дня сочетаются с отсутствием эмоционального контакта с увлеченной образовательной методикой семьей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок добился успеха. Кто-то погружается в  это так сильно, что их сыновья и дочери начинают рассматривать всю жизнь как одно бесконечное соревнование. Но жизнь – это не только борьба, а еще и радость от осознания текущего момента, способность наслаждаться им, любить этот мир и себя в нем. Гораздо проще и полезнее доносить до ребенка мысль, что победа и превосходство любой ценой – это не единственное, что имеет значение. Человека определяют не его победы, а его характер, отношение к жизни, себе и людям.

Противоречивое воспитание

Ребенок может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители, несмотря на то, что любят ребенка, могут быть сторонниками строгого стиля воспитания и поэтому предъявляют к нему завышенные требования. Одновременно, бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более «мягкую» позицию и поэтому разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личности ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избалованность, лживость, эгоизм.

Авторитарная гиперсоциализация

К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою несостоятельность и постоянный нажим со стороны родителей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.

Воспитание в «культе» болезни

Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «больному». При таком типе воспитания у детей формируется мнительность, страх перед любым недугом, например, простудой. Ребенок относится к себе как к «больному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

«Симбиоз»

Тип воспитания «симбиоз» развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к матери и другим близким.

Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он не самостоятелен, нерешителен, робок, застенчив, мучительно не уверен в себе.

Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя (приложение 2). Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей [55; 74]. Гиперопекаемые отношения в наибольшей мере проявляются у авторитарных и психосоматичных родителей. Гипоопекаемые отношения доминируют у невротичных и у незначительной части авторитарных родителей.

Эти факты являются свидетельством того, что психологические типы родителей «психосоматичные» и «авторитарные» имеют максимально выраженные возможности для осуществления обучения и воспитания своих проблемных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время невротичные родители подобную возможность демонстрируют неустойчиво.

Следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель со своим проблемным ребенком, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. В том случае если родители принимают ребенка, его дефект заставляет их приспосабливаться как к особенностям ребенка, так и адаптировать ребенка к окружающей жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком.

Многочисленными примерами служат модели воспитания в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом. Факты свидетельствуют о том, что там где рождается желание помочь (модель «сотрудничество»), чаще формируется гиперопека, а там где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение, гипоопека (модель «отказ от взаимодействия»).

Возможно установление связи между психологическим типом родителей и моделью воспитания, которую они избирают. Эта связь достаточно условна, однако некоторые тенденции все же можно проследить. В связи с тем, что в основе воспитательного влияния родителей лежат особенности их взаимодействия с детьми, включающие принятие или непринятие дефекта ребенка, доминирующие (качественные) характеристики конкретного психологического типа могут влиять на определение родителями модели воспитания.

Наиболее способными к оказанию помощи детям с нарушениями развития являются родители, относящиеся к авторитарному типу. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что родители с такими психологическими характеристиками демонстрируют самые высокие качественные показатели по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит стенический тип реагирования на стресс, качественные характеристики которого предполагают возможность преодоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка.

Одновременно родители, относящиеся к невротичному типу, демонстрируют самые низкие показатели по установлению гармоничных взаимоотношений с ребенком. Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипостенического типа реагирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных возможностей невротичных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватному воспитанию.

Психосоматичный тип строится на смешанном типе реагирования, что обусловливает наличие у лиц данной группы как стенических, так и гипостенических характеристик. Именно поэтому среди психосоматичных родителей встречаются такие, которые могут использовать как адекватные, так и дисгармоничные модели воспитания.

Существует 4 типа семейного воспитания:

  • Гиперсоциальное воспитание, или “правильные родители”

Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется. Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью почитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера. Лишь немногие оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: “Что-то здесь не так, уж больно он “правильный”, как будто не ребенок вовсе, а маленький “старичок”.

Сделали ребенка таким родители, движимые “благими намерениями” и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен “план” его развития, в котором родители четко определили основные “вехи”: “плавать раньше, чем ходить”, ясли с полутора лет, кружки, секции те, что попрестижнее, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, институт… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей - спорт, бизнес, политика, здоровый образ жизни.

Подобным образом поступают многие родители, но немногие одержимы выполнением задуманного. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть “правильным”. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного, не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Любовь становится разменной монетой: скушал кашу - любим, не скушал - не любим, и так во всем.

Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется, когда ребенок дорастет до школы.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Взрослый мужчина обратился за помощью к психологу по поводу того, что от него ушла жена. Его речь пестрела словами “надо”, “должна”, “необходимо”, “обязана” и походила больше на перечисление лозунгов или свод правил, чем на размышление человека, у которого случилось несчастье. Жесткие правила, усвоенные с детства, он без изменений принес в свою семью и искренне считал, что правила типа “ребенок в 9 часов должен ложиться спать” или “жена обязана мыть посуду сразу после приема пищи” не могут подвергаться сомнению. Иногда стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе “родителей”- в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтение принципиальным и авторитарным людям. При этом он может жаловаться на жизнь и даже пытаться что-то менять, но вместо одного тирана-начальника он выберет другого, ничем не лучше.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, может быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств, зависимость от мнения окружающих.

  • Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих - суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово “нельзя” произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в “можно”. Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставляет их пожалеть о содеянном: “Ну, он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами”. Окружающие - и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны - родственников, знакомых, воспитателей - дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: “Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!” Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство не придумало их дитя.

Пятилетняя девочка, мечтавшая отпраздновать Новый год, ждать положенного срока не захотела, как ее не уговаривали, и пришлось дедушке отправляться за елкой в ноябре, а папа с мамой тем временем доставали украшения, вешали гирлянды.

Любимой игрой другого выдумщика было “спрятать” всех родителей в многочисленные стенные шкафы, а потом искать. Семья развлекалась этой игрой каждый вечер, а мальчику было невдомек, что бабушка только что пришла с работы, а у мамы болит голова.

В такой семье у ребенка обязательно выявят какой-нибудь “талант” и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени, денег. И, может быть, родители будут отказывать себе в самом элементарном, с легкостью покупая для ребенка все, что считают необходимым для его развития.

Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье, В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл.

В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими - это усвоить элементарные уроки типа “умей делиться”, “думай о ближнем”, “радуйся от того, что доставил другому радость”. Лучше, чтобы они были освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь не обернулась болью.

  • Тревожно-мнительное воспитание, или любить - значит бояться

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают погостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или возникает редко. Жизнь входит в свою колею. Но бывает и по-другому. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Очень часто такие мамы обращаются к специалистам с вопросом: “ А это нормально, с ним все в порядке?”

Пятилетнего ребенка обследовали в гастроцентре по поводу плохого аппетита, со слов мамы, которая высчитывала ежедневно количество съеденных сыном калорий и соотношение белков, жиров и углеводов. Мальчик выглядел рослым, активным и вполне здоровым, хотя мамина тревога отразилась на его психическом состоянии.

Родители, которые воспринимают окружающий мир, как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к “тяготам жизни”. Его рано начинают обучать чему- либо, досконально готовят к поступлению в школу. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, что наносят вред ребенку сами уже сейчас.

Причиной тревожного типа воспитания может быть прародительская семья, в которой подобным образом воспитывали девочку (чаще тревожность передается по женской линии). В этом случае тревожная мать просто переносит в свою семью методы воспитания, взгляды, поведение, которое усвоила с детства. Вероятно, что ее страхи связаны не только с ребенком. Она, к примеру, может бояться своего начальника, стихийных бедствий, воров, заразных заболеваний.… В основе лежит страх смерти, который зародился в детстве и не был нейтрализован оптимистическим выходом.

К описанным вариантам поведения можно отнести мнительность и подозрительность. Не имея на то оснований, женщина не отпускает своего ребенка на улицу, из-за того, что его может украсть маньяк. Особенно тяжело приходится ребенку, если под одной крышей с семьей живет такая же тревожная бабушка.

Другая причина - трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай. Столкнувшись один раз с сильной болью, человек всеми силами будет пытаться избежать чего-то подобного, зачастую понимая неразумность своего поведения, но не в силах его поменять.

Более тревожную в отношении своего ребенка мать, чем Наталья, кажется, невозможно представить. Она не спускает глаз со своей дочери, они повсюду вместе. Шестилетняя Кристина не ходит в детский сад. Несколько раз в неделю мама водит ее на различные кружки, но при этом никуда не отлучается, ждет дочь под дверью или просит разрешения педагогов присутствовать на занятии. Во время прогулки Кристине очень многое не позволяется. В список запретов включены качели, горки, велосипед и различные игры с бегом, лазаньем, прыжками. Обычно девочка копается в песочнице с малышами или сидит с мамой на скамейке. Мама очень тепло одевает свою дочь: колготки и берет надеты даже в теплую, солнечную погоду. А еще Кристину часто водят в поликлинику. А все дело в том, что много лет назад ребенок попал в больницу, и ее несколько недель спасали от перитонита. Все обошлось, девочка этого случая даже не помнит, а вот на маму он подействовал очень тяжело, и время не стерло из памяти переживания.

Где заканчивается грань заботы и разумной подстраховки и начинается перестраховка, основанная на страхах и мнительности? Ведь трагические случаи с детьми действительно случаются, и многие родители обвиняют себя в том, что относились ко всему слишком беззаботно. Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей не реже, а может быть, даже чаще своих сверстников становятся жертвами несчастных случаев. Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит действительно должно что-то произойти. У него тоже возникают свои страхи: вампиров, страшных снов, взрослых парней - все как у других детей, но протекать они будут тяжело и с возрастом не исчезнут, а приобретут новую форму.

В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант - невротическое состояние, которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые появились в поведении ребенка, - верный признак того, что надо проанализировать все происходящее и обратиться к психологу.

Но бывает и по-другому. Ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще больше изматывает тревожных родителей, и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, начинается война “кто кого”

Здесь описаны варианты тревожного типа воспитания в их крайних проявлениях. Подобное встречается не часто, но вот склонность к такому отношению к ребенку и соответственно поведению можно наблюдать во многих семьях.

  • Воспитание без любви

Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям-“кукушкам”, к отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде.

Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-то подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают книг, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.

Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, “некрасивость” ребенка, капризный, невротичный ребенок.

Иногда временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

Но бывает и по-другому. Внешне заботливые, “приличные” родители уделяют ребенку и время, и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания - от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют “непутевым”, “безруким”, “рохлей”, “глупым”. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все, выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями, но зачастую, неприятие встречается именно у них. Не получи в детстве так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.

Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем - взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы - показатель того, что ребенка пытаются переделать, “ломают” его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: “Любовь - это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир мне враждебен”. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка

Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы семейного воспитания

Развитие ребенка напрямую зависит от его семьи, от каждодневного общения малыша с его близкими людьми. Семьи бывают разные: полные и неполные; многодетные и с одним ребенком; конфликтные и благо...

Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания

Семья является первым социальным окружением для ребенка и от того, какой фундамент она заложит в личность ребенка, будет зависеть как пойдет дальнейшее развитие. Одним из наиболее важных факторов в во...

Консультация для родителей "Типы семейного воспитания"

Дано краткое описание типов семейного воспитания, которые являются значительным фактором становления "Я" в детском возрасте, определяют развитие ребенка. Материал может быть использован для псих...

"Типы семейного воспитания".

Типы семейного воспитания.Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья.  Семья - это «система межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной сторо...

Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Научить ребёнка быть счастливым нельзя,но воспитать его так,чтобы он был счастливым можно.              А. Макаренко...