Консультация для родителей: " Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми."
консультация (младшая группа)

Скачкова Марина Владимировна

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Консультация для родителей

 «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Уважаемые родители!

К двум годам дети достигают нового уровня речевого развития, когда

детский лепет переходит постепенно в слова, а словарный запас достигает 300-400 слов. Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален, и очень часто устраивают между собой сравнительные дискуссии - чей говорит больше. Не стоит этого делать, ведь каждый ребенок индивидуален и темпы развития могут быть абсолютно разные. Но существуют определенные возрастные параметры, говорящие о нормальном речевом развитии малыша. Один из них – понимание ребенком обращенной к нему бытовой речи взрослых. Специалисты еще говорят – понимание и выполнение простой инструкции: пойди в свою комнату и принеси мишку; возьми куклу и положи ее на кроватку, укрой куклу одеялом. Покачай ее.

Второй момент – активная речь самого ребенка, которая невозможна при отсутствии у него определенного словарного запаса. На самом деле, период от 2 до 3 лет – это период активного пополнения словарного запаса, который нужен для построения речи. Первым и главным помощником в этом выступает мама или человек, который постоянно находится рядом. У двухлетнего малыша просыпается природная любознательность, он начинает задавать вопрос «что это», и конечно должен обязательно получить ответ. Малыш еще более активно начинает познавать окружающий мир, везде пытается залезть, посмотреть, пощупать. Не стоит в такие моменты ему запрещать это делать, просто уберите предметы, которые опасны.

Развитие речи ребенка 2 лет во многом зависит от вашего общения с ним. Обучать речи малыша нужно круглосуточно. Озвучивайте все, что вы делаете, и что происходит вокруг малыша, ведите себя с ним как с собеседником. Обращайте его внимание на предметы, их характеристику и свойства. Если вы пошли гулять, то рассказывайте про все, что встречается на вашем пути.

Очень часто речь детей 2 - 3 лет характеризуется неправильным произношением слов. Очень важно, чтобы вы не коверкали слова в ответ, а просто демонстрировали для малыша их правильное произношение, но не заставляли его повторять. Если вы правильно будете произносить слова, ребенок их правильно и запомнит.

Обучать ребенка общению нужно используя игры для детей раннего возраста, развивающие речь. Для этого можно дома взять несколько игрушки придумать игру, в которой вы демонстрируете малышу, как надо отвечать на вопросы и просите его это сделать. Рассказывайте сказки малышу, используйте разную интонацию для ее героев, так ребенок научится распознавать зайчика и волка, например. Для игры можно использовать обучающие карточки с изображениями предметов.

К концу второго года жизни ребенок начинает использовать словарный запас для активного общения с окружающими, и прежде всего, взрослыми. Это могут быть обращения, просьбы, жалобы, пожелания или просто рассказы. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребёнка синонимами, омонимами и т.д. Обязательно постарайтесь сделать ваши занятия интересными и весёлыми! Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочки и свистульки. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Выдувайте мыльные пузыри.

Кто дольше? В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной. Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Мы увидим листопад—пад-пад- пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку. Способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве. Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить мишку и показать ему всё самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребёнок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

Голоса животных. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

Угадай животное. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит. Способствует развитию речи, слуха. Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будет говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать (всё это нужно делать шёпотом). Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Повтори за мной. Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.

У меня зазвонил телефон. Способствует развитию речи, пополнению словарного запаса. Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек.

В период от 2,5 до 3 лет малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него — возраст«почемучек»).

К трем годам происходит значительный скачок в развитии речи, трехлетний ребенок может иметь словарный запас до 1200 слов.

В трехлетнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое. В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

Что должно встревожить родителей

- ребенок не может строить простые фразы;

- малыш путает названия частей тела;

- у ребенка маленький словарный запас.

Если малыш еще не заговорил.

Многие детки сталкиваются с трудностями, когда приходит время начинать говорить. Кто-то произносит только несколько звуков и не может освоить остальные, а кто-то упрямо говорит лишь «по-своему». Как правило, во всех других отношениях эти малыши развиваются хорошо.

В чем причина?

• Таким образом могут выражаться неполадки в работе нервной системы.

Между двумя и тремя годами дети активно наращивают свой лексический запас, и обычно даже самые упорные молчуны начинают говорить в 2,5 года.

В противном же случае врач имеет все основания, чтобы поставить диагноз «задержка развития речи».

• Прежде всего вам необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со

слухом. А потом перейти к освоению речи в доступной ему форме. На этом этапе лучшей тактикой может оказаться звукоподражание.

• Если вашему малышу исполнилось 2 года, а он еще не начал говорить, обратитесь к неврологу и логопеду, чтобы убедиться, что структуры его голосового аппарата, отвечающие за произношение звуков, не нарушены.

Вспомним основные моменты сказанного:

С двухлетним малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи:

  • показывайте ребенку предметы и называйте их;
  • называйте и показывайте действия с игрушками;
  • показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий;
  • рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним
  • дети очень любят чистоговорки. Выучите их вместе с ребенком и
  • повторяйте почаще, но используйте в них только правильно произносимые малышом звуки.
  • играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др.

Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями. Вам необходимо обеспечить дальнейшее восприятие речи окружающих. Малыш должен научиться понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее. Вам следует совершенствовать активную речь ребенка — обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью — уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи — говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др. Не только говорите с малышом о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и побуждайте его вспоминать о недавних событиях. Например: «На прогулке мы видели собачку. В саду собирали ягодки. Что еще мы делали?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по теме: "Роль детской книги в речевом развитии детей"

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт  И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Су...

Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Консультация для родителей на тему «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей с ОНР».

"Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР". Мы очень часто слышим выражение "мелкая моторика". Что же это такое?Мелкая моторика- это совокуп...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....