Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника"
консультация (подготовительная группа)
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Дидактические игры как средство развития памяти дошкольника»
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком :чтение, письмо, занятия физической культурой, спортом, трудовая деятельность- основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере их возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на два основных виде: непроизвольную и произвольную. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели.
Главное, что характеризует качественное изменение в памяти ребенка - это переход от непроизвольных, к произвольным ее процессам. Произвольная память обязательно предполагает использования определенных способов запоминания. Подготовка детей к развитию у них произвольной памяти начинается очень рано.
Первые занятия по развитию памяти проводятся с детьми в возрасте от 1 года до 1 года 6 мес. Детей учат самостоятельно прятать игрушки в мешочек и после этого сразу же воспроизводить их названия; с детьми второго года жизни организуются поиски спрятанных игрушек, что также способствует лучшему запоминанию.
С возрастом дети уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Но это происходит только в том случае , когда ребенку создаются условия, требующие от него активного запоминания.. Запоминание должно быть чем – то мотивировано. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти является игровая деятельность и выполнения ребенком поручения взрослого.
С чего следует начинать?
1. Развивать их непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения (важно, чтобы было чем пользоваться, что вспоминать)
На данном этапе это игры с картинками. Картинка – важное средство развития речи , мышления, памяти, воображения. Организуя игры детей с картинками , мы обеспечиваем возможность непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут запомнить непроизвольно дети , зависит от того , какую деятельность с картинками они будут осуществлять.
В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки(раскладывают их на столе, перекладывая с места на место, складывая их стопкой), не отыскивая в них сходства и различия, не группируя их на основании общих существенных признаков , они запоминают значительно небольшое количество картинок. Запоминание значительно возрастает если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их. Для того, чтобы дети быстрее овладели этим приемом запоминания используются дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранение эмоционально положительного отношения к заданию.
2. Побуждать ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в игре, в дальнейшем и в процессе учебной деятельности.
Для этого необходимо обучить детей приему классификации. Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществляя на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы общих признаков. Классификация содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение. Используем классификацию как способ развития памяти: вначале дети овладевают простой ориентировкой . Ее можно назвать предварительной. Ее цель – поочередно выделить и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого – либо целого. Чтобы дети беспорядочно не называли картинки, необходимо постоянно побуждать их к деятельности ставя вопрос» А что это?» Совершенствуя операции обобщения, формируем у детей познавательное действие. Прежде всего, ребенок анализирует единичный предмет, выделяя в нем свойства. Важно, чтобы ребенок при этом использовал обобщающее слово. Создавая группы предметов , нужно чтобы ребенок также пользовался обобщающим словом. В практике формирования познавательного действия мы используем дидактические игры «Чудесный мешочек « Это очень распространенная игра. Организуя игру « Чудесный мешочек «, воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда и т. д.)Вынимая по одному их них , воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка , а за ней другие животные. Далее, выясняется , какие животные пришли к детям. Во время игры часто употребляется обобщающее слово для лучшего запоминания. Можно использовать и другие дидактические игры, например, «Что в коробочке?», « Кто в домике живет?», «Посмотри, что у нас есть .», «Магазин ,»- где дети создают различные отделы, группируя предметы мебели, игрушек, посуды, одежды, и др.
3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя в запоминании, тренируя их память в игровой деятельности.
После определенного количества дидактических игр , в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, можно начинать играть в дидактические словесные игры: «Назови , что знаешь.», «Кто больше назовет?»,» Что вам нужно?», «Нужно- не нужно.»,» Что вы задумали ?» и др.
Известно , что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель но не употреблять их в своей речи. Наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова : насекомые, инструменты, транспорт, деревья , мебель. Для запоминания этих слов, необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению их, что мы и делаем играя в дидактические игры. Игровые ситуации активизируют детей и процесс запоминания происходит значительно быстрее.
Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие, следует переходить к играм, где дети будут пользоваться классификацией для запоминания и воспроизведения. Для этой цели подходят дидактические игры: « Чего не стало?», « Что изменилось?», « Наведи порядок.» и др.
Однако некоторые дети, при выполнении заданий, требующих самостоятельности находят не все картинки, и даже правильно произведя классификацию, они не могут назвать группы при воспроизведении. Эти трудности возникают в результате того, что дети не умеют пользоваться повторением, чтобы лучше запомнить. Поэтому нужно специально обучать и такому способу запоминания. Для этого подойдут такие игры: «Угадай, что в мешочке?», « Назови одним словом.», « Подбери пару.», «Кто быстрее разделит на группы.» и др. В основе этих дидактических игр лежит принцип многократного повторения.
4. Обучать детей различным способам запоминания.
Прочность и полнота запоминаний зависит от организации повторений. Успех запоминания не от количества повторений , а от того как они распределены по времени. Распределенное повторение ( с перерывом в несколько часов или даже через день ) более продуктивно , чем сплошное без перерыва. При разнообразии повторений повышается интерес детей , а в связи с этим мнемическая деятельность осуществляется более успешно. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящие повторение, которое осуществляется после восприятия всего материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо для того, что бы материал запечатлен , выучен , и для того , чтобы сохранился в памяти, не был забыт.
Добиваясь, например усвоения детьми названий геометрических фигур проводят с детьми дидактические игры « Чудесный мешочек», «Что спрятано ?» и т.д., где дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы, то предлагает им найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр., то предлагает ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы, и т.д.
Зная особенности памяти детей своей группы, проводят индивидуальные упражнения, направленные на развитие способностей запоминания. Некоторые считают, что путем многократного повторения формируется только механическое запоминание, и что память детей дошкольного возраста имеет механический характер. Тенденция не вникать в смысл того, что запоминается не является возрастной особенностью памяти. На путь механического заучивания чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные . не приученные к умственным усилиям, не умеющие и не любящие думать. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания не только думать, но и активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к любой предполагаемой деятельности.
Память с самого начала развивается как осмысленная деятельность, и понимание – это основа как непроизвольной так и произвольной памяти.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила проведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. И наша задача за дошкольный период развить как можно больше видов памяти для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог усвоить общественный опыт и расширить свои связи с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА
Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...
Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника
О значимости дидактической игры для развития памяти...
Консультация для родителей "Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация позволяет познакомить родителей с тем, как можно с помощью использования дидактической игры подготовить дошкольника к обучению в школе. создать основу для обучения грамоте в п...
Консультация для родителей "Дидактическая игра-как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества-речью.Народная мудрость сделала дидактическую игру,которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.Ди...

Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...

Консультация для педагогов " Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников"
Консультация для педагогов....

Консультация для родителей «Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отраж...