Использование различных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
методическая разработка

Артемьева И.А.

выступление на родительском собрании

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Бобровский детский сад №3 «Солнышко»

«Использование различных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»

                                           

                                                                Подготовила: воспитатель

                                               Артемьева И.А.

Бобров, 2022г.

                                        «Воспитывают все: люди, вещи, явления, но,
                             прежде всего и дольше всего – люди.
                                                 Из них на первом месте – родители и педагоги».
                                                                                               А. С. Макаренко.

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:
- сотрудничество организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».


Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и  развития детей.


Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность  мы ведём по четырём направлениям:
1. Информационно-аналитическое.
2. Познавательное.
3. Наглядно-информационное.
4. Досуговое.


1.  Основной задачей
информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести: анкетирование: «Готов ли Ваш ребёнок к детскому саду», «Адаптация в группе» проведение опросов, беседы: «Режим - главное условие здоровья для малышей», «Гигиена одежды вашего ребёнка», «Поговорим о здоровье! », «Питание ребёнка летом» и др.

В нашем детском саду работает «Почтовый ящик». 

 2. Познавательное направление. Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста

 включает в себя:

  • Общие и групповые родительские собрания.
  • День открытых дверей – даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами.
  • Консультации: «Нужно ли учить ребёнка общению», «Роль игры в жизни ребёнка», «Роль семьи в осуществлении здоровье сбережения дошкольников», «Детская застенчивость» и др.
  • Аукцион – это собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме.
  • занятия с участием родителей  "Улицы, по которым я хожу», «Моя мама швея» и т.д.
  • совместные проекты «Сочиняем сказки вместе», «Куклы моей семьи», «Волшебство мыльных пузырей», «Весёлые завитушки», «Удивительный продукт – мёд», «Влияние зубной пасты на здоровье зубов», «Читающая мама».
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

"Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Дары осени».

  • дни добрых дел -–помощь в создании предметно-развивающей среды группы и участка. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.


3.
Наглядно - информационное направление. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, объективно увидеть деятельность воспитателя и  включает в себя:

  • Уголки для родителей. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
  • Папки-передвижки: «Первый раз в детский сад», «Времена года», «Витамины для детей», «Азбука пешеходов».
  • Тематические выставки рисунков: «Защитники Отечества», «Мама – солнышко моё», «Мой край родной» и др.
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу», «Городок на Битюге».
  • Фотовыставки и фотоколлажи: «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Мой папа лучше всех», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наши праздники», «Папа, мама, я - дружная семья».

4. Досуговое направление организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

К ним относятся:
-  Праздники: «Праздник Осени», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», 8 Марта.
- Развлечения: День знаний - «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,  «Широкая Масленица», «День прилёта птиц», «1 апреля – день смеха», «Папа, мама, я – дружная семья» ко Дню Семьи.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным.

В группе проведены:

- развлечения «Супермама » (ко дню матери) «Есть такая профессия, Родину защищать».

- спортивный праздник «Мама, папа, я — спортивная семья»и др.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,  поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Опыт работы с родителями показывает, что использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса.


Литература.

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй. // Управление ДОУ 2002г.,

№ 4.

  1. Евдокимова Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007г.
  2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования/ Под ред. М.Е.Верховкиной.- Спб.: КАРО, 2014г.
  3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 г.
  4. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку....

Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению.

Организация и использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями   в содержании досуговых мероприятий....

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...

Система работы по использованию разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи.

Цель: установление с родителями партнерских отношений по взаимодействию и вовлечению в единое образовательное пространство....