Отчет по работе педагога с родителями по теме " Инновационные технологии по развитию речи"
план-конспект занятия (старшая группа)

Одним из основных показателей умственного развития ребёнка является развитие речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_otchet_po_rabote_pedagoga_s_roditelyami.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Василёк №35 города Смоленска»

Отчет  по работе педагога с родителями воспитанников

Тема: «Инновационные технологии в речевом  развитии детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Гусаревич Л.А.

2022

Актуальность

       Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:  

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

 Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в  образовательной области "Речевое развитие".

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;

2.Внедрять применение инновационных и развивающих технологий  по развитию речи дошкольников;

3.Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

4.Создать развивающую предметно-пространственную  среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и  применения инновационных и развивающих технологий;

5.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами  по данному направлению работы, методические рекомендации.

6.Оформить в группе центр речевого развития детей

7. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.

8.Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ, а также распространить в СМИ.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.

В данном пособии рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста, освещаются основные направления деятельности педагога по освоению детьми образовательной области «Развитие речи». Пособие предназначено для воспитателей негосударственных дошкольных образовательных организаций. Может быть рекомендовано также студентам педагогических вузов.

2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.

В основе предлагаемого пособия - адаптированные методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г. А. Альтшуллер, 1946 г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ - автор Н. Н. Хоменко, 1994 г.), цель которых - педагогическое сопровождение освоения детьми обобщенных способов составления логической последовательности событий и связных текстов на этой основе.

Методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, работающим по развивающим программам, и родителям.

3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост.  Л. М. Граб 

В пособии представлено разнообразие приемов и видов обучения рассказыванию. В системе соединены несколько подходов к развитию связной речи - это и традиционный подход, и система ТРИЗ, и методика развития связной речи В. К. Воробьевой, и моделирование текстов, и работа с буквенными сказками.

4. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

В пособии предлагаются подробные конспекты занятий и мнемотехнические схемы, которые помогут в обучении детей рассказыванию.

5. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.  

В пособии в качестве основного инструментария развития творческих способностей детей предлагаются основы теории решения изобретательских задач и развития творческого воображения. Содержится практический материал: игры, тренинга, планы конспекты занятий, методические рекомендации. Адресуется педагогам дошкольных учреждений, преподавателям и студентам, интересна родителям.

6.  Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия? Автор делится некоторыми результатами своего опыта.

7. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00

В пособии изложены современные тенденции модернизации системы дошкольного образования: основы программирования деятельности ДОУ в режиме развития, обеспечения инновационного процесса в ДОУ, комплексного сопровождения развития участников инновационной деятельности.
и другие можно добавить в перечне плана которые:

В процессе работы над темой по самообразованию  с детьми старшего дошкольного возраста  мною выявлено, что при  выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  • основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии:

  • Суджок-терапия, самомассаж и пальчиковая гимнастика.
  • Технология наглядного  моделирования
  • ИКТ-технологии
  • Синквейн
  • Мнемотехника
  • Сторителлинг
  • Технология ТРИЗ.

     Рассмотрим каждую технологию

1. Суджок-терапия, самомассаж и пальчиковая гимнастика.

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Одной из нетрадиционных технологий речевого развития является Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). В основе Су-Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека. Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина силы и безопасности данной терапии. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно воздействовать и стимулировать речевые зоны коры головного мозга и развивать речевую сферу ребенка.

В своей работе приемы Су-Джок терапии я активно использую для развития мелкой моторики пальцев рук, которая непосредственно влияет на речевые центры головного мозга, а также с целью общего укрепления организма.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность развития речевой активности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует  речевому развитию у детей.

Приемы Су-Джок терапии.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Покатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.

2.Технология наглядного  моделирования.

Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение.

Опишите чем занимались с детьми:

3. ИКТ-технологии. Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна. Считаю, что применение ИКТ в процессе ООД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Опишите чем занимались с детьми:

  3. Технология "Синквейн". Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием  синквейна. Синквейн с французского языканерифмованного стихотворения  переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

 Правила составления синквейна:

 а) первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

 б) вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

 в) третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

 г) четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

д) пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

     Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Опишите чем занимались с детьми:

   4. Мнемотехника  в переводе с греческого «искусство запоминания». Это  система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить

персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы - схемы служат   дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

   Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа –расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Опишите чем занимались с детьми:

5. Технология "Сторителлинг" позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.

Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь».

Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.

Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.  Соблюдайте очередность действий рассказчика: стейтмент (заявление) → аргументация → рестейтмент (вывод).  Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.

Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.  Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.

Кубики Историй  – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь.  

Кубик размером 4*4см на каждой из шести граней имеет предметную картинку,  с которой нужно связать свой рассказ.

Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или  рассказ.

На индивидуальных занятиях задается тема рассказа (сказки)  либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинку и сам придумывает уже свою историю. На занятии используются  3-4 кубика

Используя кубики на групповом занятии, дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике. Здесь используются от 6 до 9 кубиков.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети,  начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.

Обобщая выше сказанное, приходим к вывод, что сторителлинг это:  Отличный способ разнообразить занятия. Техника сторителлинга имеет форму дискурса. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

     7. Триз-это технология творчества, цель которой –стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества. 

    В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

-Выслушивать каждого желающего.

-Давать только положительные оценки, они раскрепощают!

-Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!

-Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

-Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

     Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. 

- Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

- Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо».

- Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

- Приѐм «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

-Поэтажное конструирование - составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.

    Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные инновационные технологии  оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии. 

Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.

В процессе работы по теме самообразования я пришла к выводу, что одним из важных условий речевого развития у детей старшего  дошкольного возраста является креативный выбор педагогом инновационных технологий и   правильная организация РППС, активное взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями воспитанников, следуя принципу системности и доступности.

Результаты диагностики речевого развития детей моей группы, доказывают важность, необходимость и актуальность опыта: выявлена положительная динамика в речевом развитии детей .

Я, как педагог изучала методическую литературу по теме самообразования, повысила свою профессиональную компетентность.

 Все запланированные виды деятельности с детьми и  родителями воспитанников в течение  учебного года проведены.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Здоровьесберегающие технологии для развития речи детей в работе логопеда"

      Как правило, дети с нарушением речи имеют ослабленное нервно-психическое и физическое здоровье.   Поэтому в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми, считаю...

"Мастер-класс для родителей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей."

Мастер-класс для родитедей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитие речи детей раннего возраста" ....

Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"

Инновационные технологии в развитии речи дошкольников...

Статья для педагогов на тему: "Сторителлинг-инновационная технология по развитию речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов ДОУ с технологией сторителлинга, показать её значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Инновационные технологии для развития речи дошкольников».

Доклад на тему: «Инновационные технологии для развития речи дошкольников»....

Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задач...