Консультация для родителей "Как правильно общаться со своим ребенком"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Как правильно общаться со своим ребенком»
Приблизительно с трех лет малыш начинает активно общаться и здесь для родителей открывается широкое поле для его развития. Каждый день он способен усваивать новую информацию, пополнять свой словарный запас, а вместе с тем расти духовно и умственно. Общение в этот период времени становится одним из самых важных аспектов жизни ребенка, поэтому родители должны уделять ему очень много времени. Недостаток общения, так же, как и его плохое качество, малыш воспринимает как отсутствие любви к нему. Это в дальнейшем провоцирует развитие различных психологических проблем. Общение порождается совместной деятельностью. Во-первых, совместная деятельность предполагает игры с ребенком, а лучше общесемейные, совместные мероприятия, поездки и пр. Во-вторых, важно быть включенным в то, что делает ребенок в данный момент своей жизни, что его волнует, что интересно, какие у него потребности именно сейчас. Не включенность родителей в процесс деятельности ребенка разрывает полноценный контакт с ним. Все, что в это время говорят родители, просто пролетает над головой ребенка. И именно поэтому мы часто слышим от родителей: «Я ему говорю, говорю, а он меня не слышит». И это естественно с точки зрения детской психологии. Ребенок и не может слышать (и порой даже в буквальном смысле) те звуки, которые пролетают у него над головой. Он просто не соотносит их с собой. Совместная деятельность с родителями жизненно важна для ребенка. Общаясь с ребенком, опускайтесь (в буквальном смысле этого слова) на его уровень: ваши глаза должны смотреть в глаза ребенку.
Общение всегда это обмен информацией. В нашем случае это диалог. Ребенок – Родитель, а не монолог родителей. Родителям важно слушать и слышать то, что говорит ребенок. Важно принимать и понимать его эмоции, чувства, интересы, потребности. И только потом сообщать ребенку о своих желаниях и просьбах.
Во взаимодействии с ребенком необходимо истинное восприятие и понимание личности человека, пусть пока еще и не достигшего своего совершеннолетия. Важно понимать, принимать, уважать потребности, интересы, убеждения ребенка, его взгляд на ситуацию. Важно чувствовать эмоции ребенка, его переживания. Чаще становится на место ребенка, и смотреть на мир его глазами.
В общении родителям важно взять ответственность на себя. Необходимо начать с себя, потому, что у взрослого человека больше знаний и жизненного опыта, он больше, нежели ребенок, способен контролировать себя.
Родителям необходимо выработать у себя навыки конструктивного общения с ребенком. В их основе лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его права на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам.
Самые распространенные ошибки родителей в общении с ребенком:
-Приказная манера
Это свойственно многим родителям, они зачастую даже не замечают, как начинают излагать свои просьбы к ребенку в приказной манере. Малыш весь день скучает по родителям, ждет их с работы, а при встрече получает только нечто подобное — «Не кричи! Ешь быстрее! Немедленно иди мыть руки!». Неприглядная картина, не правда ли? К тому же она очень быстро разрушает эмоциональный контакт с ребенком. Он сначала замыкается в себе, потом озлобляется, а в подростковом возрасте начинает делать все наперекор данным приказам. Если вас интересует мнение ребенка, его чувства и эмоции, то ни в коем случае не позволяйте себе такого общения.
-Ультимативное общение
Такая манера довольно часто встречается в разговорах и с малышами и с подростками. Родители манипулируют тем, что ребенку дорого с одной целью — добиться от него желаемого. Такое общение ставит его в тупик, он разрывается между желанием выполнить просьбу и обидой за ее подачу.
-Обучение
Нередко родители даже не замечают, как их ежедневное общение с детьми превращается в череду нравоучений. В ответ на любой рассказ о проведенном дне, просьбу или комментарий ребенок слышит череду нравоучительных бесед и комментариев. Такой разговор вызывает раздражение, а в дальнейшем суть подобных бесед просто полностью упускается. Ваше чадо быстро научится «отключаться» от вас и перестанет воспринимать любую идущую к нему информацию.
-Советы
Родителям очень тяжело избавиться от привычки давать советы, им кажется, что без руководства к действию их любимое чадо просто не сможет существовать. К сожалению, советуют родители обычно в ответ на жалобу малыша. В этот момент ребенок ждет понимания, сочувствия и поддержки, а получает целый список рекомендаций. Это обижает и вынуждает ваше чадо замыкаться в себе. В следующий раз ребенок может и не рассказать вам о проблеме, чтобы не выслушивать советы. Учтите, что советовать необходимо очень дозировано. Это допустимо только в случае, когда совета у вас спрашивают или после того, как вы сами спросите у ребенка разрешения на совет. В противном случае подобное поведение только отдалит детей от родителей.
-«А я ведь говорила!»
Эта фраза- бич общения с детьми, она убивает любое взаимопонимание и доверие. Даже когда вы стопроцентно правы и не раз предупреждали свое непутевое чадо о чем-либо, то все равно постарайтесь сдержаться. Поверьте, ребенок и так расстроен, поэтому вовсе не нуждается в дополнительном напоминании о своей несостоятельности.
-Обвинения
Не стоит обвинять ребенка в чем-либо. Привычка комментировать детские поступки через личностное отношение не несет в себе воспитательного момента и мешает общению. Если ребенок провинился, то спокойно прокомментируйте именно его поступок, но ни в коем случае не переходите на личности с обвинениями и критикой.
-Общение в форме догадок
Не додумывайте за ребенка его чувства и эмоции. Общение с позиции «Я все про тебя знаю» обижает малыша, он испытывает не только обиду, но и моральное опустошение. А это в свою очередь не будет способствовать выстраиванию доверительных и теплых отношений с родителями.
Правила общения с детьми для налаживания контакта.
1. Безусловная любовь и принятие своего ребенка.
Суть данного правила заключается в том, чтобы любить и принимать ребенка просто так, просто за то, что он есть, а не за то, что он умный, красивый, сделал так, как сказали родители и т.д. Потребность в любви и принадлежности, т.е. нужности кому-то, является одной из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение является необходимым условием нормального развития ребенка.
2. Признание права ребенка на самостоятельность и ошибки (даже если ребенку 1 год).
Важно не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством родители сообщают ребенку: «С тобой все в порядке! Ты справишься!».
Важно убрать критику ребенка и принимать его с его ошибками, не идеальным выполнением чего бы то ни было. Любые замечания необходимо делать ребенку с особой осторожностью. Во-первых, не стоит указывать на каждую ошибку. Во-вторых, ошибку лучше обсудить в спокойной обстановке, отложив на потом, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом, погружен в выполнение задания и т.п. В-третьих, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения и на фоне любви.
Важно помнить, что ребенок учиться только на своих ошибках.
3.Общение на равных.
Вместе выполнять какую-либо деятельность – значит на равных. Не следует занимать позицию НАД ребенком. Дети очень чувствительны к такой позиции, и вся их сущность протестует против этого. Они сразу начинают сопротивляться. Родителям сохранять позицию на равных часто достаточно не просто. Важно проявить изобретательность. Занятия можно проводить в форме игр, включать элементы соревновательности, картинки для напоминания, список дел, записки, схемы, инструкции, использовать поощрения (наклейки и пр.). Подобные средства («внешние средства» по Л.С. Выготскому) – это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно. Начиная пользоваться подобными средствами самостоятельно, ребенок оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самостоятельно.
4. Активное слушание.
Существует практический способ общения с ребенком – «помогающее слушание» или, говоря научным языком, «активное слушание». Активное слушание можно использовать с того времени, когда ребенок стал говорить и может рассказать, что случилось. В случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда он устал, когда с ним обошлись несправедливо или грубо, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы видите (чувствуете, знаете) его переживания (или состояние). Важно показать, что вы «слышите» ребенка.
5. Сотрудничество с ребенком в выполнении каких-либо дел –
«Давай вместе!»
Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием. Но если ребенок столкнулся со сложностями, с которыми не может сам справиться, то тогда позиция невмешательства может принести вред. Если ребенку трудно, и он готов принять помощь родителя, обязательно необходимо ему помочь.
Если ваша любовь к ребенку безусловна, то есть не зависит от его поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чем они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи: - уважение - доверие - безопасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как правильно общаться со своим ребёнком?»
Нам, родителям, кажется, что мы всегда правильно ведем себя по отношению к ребенку. Но порой мы ошибаемся. Давайте посмотрим, как правильно общаться с ребенком с точки зрения психолога....
Советы родителям как правильно общаться со своим ребенком
Советы как найти подход к своему ребенку...
Рекомендации психолога "Общайтесь со своим ребенком,чтобы ребенок чувствовал себя любимым..."
Нам всем постоянно не хватает времени! Но,для того, чтобы отношения с маленьким членом семьи были открытыми, доверительными. чтобы ребенок чувствовал себя любимым, надо просто посмотреть ему в глаза, ...
Консультация "Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи"
Консультация для родителей "Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи"...
Консультация: "Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи"
Консультация...
Консультация для родителей "Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи"
В консультации даются советы учителя-логопеда для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи, как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи....
Консультация для родителей "Как общаться со своим ребенком"
Консультация для родителей "Как общаться со своим ребенком"...