Картотека игр
картотека (средняя группа)

Я составила картотеку для среднего возраста для развития речевого дыхания ,на основе изученного материала на эту тему.И рекомендую играть с детьми в них дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_zkr_sredniy_vozrast.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 134»

Картотека речевых игр

на звуковую культуру речи

для детей среднего дошкольного возраста

Составила:

Листова Наталья Вячеславовна

воспитатель средней группы

2023 год

Дидактические игры на  развитие речевого дыхания

Название

Цель

Игровой материал

Ход игры

1

“Буря в бутылке”

формирование правильной непрерывной воздушной струи.

Маленькая пластиковая бутылка красочно оформленная, с отверстием в крышке, конфетти, пластиковая трубочка.

Ребята давайте устроим настоящую бурю. Для этого нужно набрать побольше воздуха и подуть в трубочку и конфетти закружатся.

2

”Футбол”

развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц,  стимуляция мелкой моторики рук ребенка.

шарик из фольги, ворота, поле, трубочки

Ход игры: Детям предлагается дуть через трубочку или губами на шарик и загнать мяч в ворота.

3

”Бабочки порхают”

 развитие сильного плавного выдоха

тубусы из туалетной бумаги, нитки, яркие фантики, клей, сткоч.

На лесной полянке проснулись красивые бабочки , но летать пока не хотят, давай им поможем ,подуем на них, носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочек, как ветерок, стараясь не надувать щеки. Следить за тем, чтобы при выдохе рот был закрыт.

4

”Нюхаем цветы “

тренировать силы вдоха и выдоха.

цветы

Вдохнуть воздух носом, задержать немного дыхание, сделать полный выдох.

5

”Подуй на одуванчик”

тренировать силы вдоха и выдоха

одуванчик

ребенок стоит или сидит делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Прекрасное упражнение на свежем воздухе.

6

“Мыльные пузыри”

 развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Баночка с мыльными пузырями

Вытянуть губы и дуть резко на палочку с пузырями ,пока не вылетят воздушный шарик

7

.”Накорми животных”

 развитие сильного плавного направленного выдоха, активизация губных мышц.

Голова-ворота свиньи и коровы ,шарик, трубочка

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха, активизация губных мышц.

8

”Кораблики”

укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного дыхания.

Тазик с корабликами и водой

дуть, используя длинный выдох, не добавляя воздух порциями ,чтобы кораблик плыл.

Дидактические игр на развитие произношения звуков

Название

Цель

Игровой материал

Ход игры

Дидактические  игры

1

«Выбери чистоговорку»

Выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развития речи и дифференциация всех звуков.

Карточки с чистоговорками и изображением для лучшего запоминания.

Ребенок из предложенных карточек выбирает ему понравившуюся, воспитатель читает чистоговорку, ребенок (или хором)повторяет (ют).Например :ребенок выбрал карточку, где нарисована девочка улыбающаяся, воспитатель произносит чистоговорку: це-це-це радость на лице. А ребенок(или дети)повторяет(ют).

2

.”Чудесная коробочка”

 добиться правильного произношения звуков (С, З, Р, Ш, Ж, Б, Ф и др.)  в словах.

коробка с картинками в названии которых есть звук С,З,Р,Ш,Ж,Б,Ф  и др.) присутствующий в разных частях слова.

 на примере звука «С»: Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: “В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достаете картинку, показываете ее детям и громко четко назовете, что на ней нарисовано”

3

”Кому что подарим?”

научить правильно произносить звуки: ш,р,с.

доска, картинки: с изображением мальчика и девочки ,шуба, шапка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, мишка,.

Рубашка, ремень, робот

Плащ, сапоги, сарафан

свитер.

на примере звука «Ш»: с одной стороны доски поставить мальчика, с другой стороны девочку.

Мальчика зовут Миша, а девочку Маша. А дальше достать картинку с шубой и спросить что это .Дети отвечают: шуба. Кому мы подарим шубу:Мише или Маше? Дети предлагают подарить шубу Маше. И так с каждым предметом. А когда все будет распределено ,воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить какие предметы они подарили Мише ,а какие Маше.

4

”Волшебные часы»

учить детей на слух определять разницу  в звуках  в двух  похожих по звучанию словах, учить детей различать и сопоставлять слоги в словах.

 часы с двумя стрелочками , вместо цифр  изображения разных предметов и объектов

воспитатель дает задание соединить стрелками те слова, в которых различается только один звук.( например: кит-кот, банан-баран, мышка-мишка)

5

”Каких мы знаем животных?”

закреплять произношение  звуков в словах л(ль),

р (рь), з (зь) и другие

Картинки с изображением набора животных на определенный звук, например, на звуки л (ль):

лошадь, волк,

лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка.

воспитатель достает картинку и спрашивает кто это, дети называют животного. Домашних животных нужно расположить в одной стороне ,а диких в другой. И объяснить, что эти животные домашние, потому что они живут рядом с человеком, он их кормит и ухаживает за ними.

6

Бродилка

на автоматизацию

звуков  c,ш,р

научить произносить звук  С.

поле с картинками,кубик,фишки.

Ход игры: ставим фишки на старт бросаем кубик и сколько выпадает точек отсчитываем и ставим свою фишку и называем картинку на которую встали, и так по очереди Картинки: собака, санки, сахар, сапоги, сундук и т.д. Например: бросил ребенок кубик ,выпало 5 точек, отсчитывает

5 картинок и встает и называет (Сапоги)

7

”Звуки вокруг нас”

развитие правильного речевого дыхания-пропевание на одном выдохе гласных звуков А,О,У,Ы.

взрослый предлагает ребенку поиграть в такую игру .В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? АААААА!А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? ООООООО!!!Самолет в небе гудит: УУУУУУУ!!!!А пароход на реке гудит: ЫЫЫЫЫЫ!!!!Повторяйте за мной.

Подвижные игры

1

”Жуки “

автоматизация звука ж в связном  тексте.

стулья

дети(жуки) сидят в своих домиках(на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу

Жужжу, жужжу :Ж-Ж-Ж-Ж

По сигналу педагога жуки летят на поляну .Там они летают, греются на солнышке и жужжат : ж-ж-ж-ж-ж

По сигналу дождь жуки летят в домики(стулья)

2

“Поезд”

Автоматизация звукам ш

свисток

Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз. Поезд отправляется по команде: Пошел, пошел, пошел. Темп постепенно ускоряется. Подьехали  до определенного места и говорят: Пришел, пришел, пришел.(замедленно :ш,ш,ш - выпустили пар).Затем свисток и движение возобновляется.

3

“Колечко”

Автоматизация звука ч во фразах

кольцо

Дети сидят ,сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко, когда водящий всех обойдет ,он должен сказать: “Колечко, колечко, выходи на крылечко!” тот у кого кольцо должен быстро встать и отбежать, а остальные должны удержать обладателя колечка.

4

“Разведчики”

Автоматизация звука щ

Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи, значки разведчика.

Дети сидят в полукруге и говорим, что мы будем играть в разведчиков.

Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Предмет надо найти, принести и назвать его. Кто нашел и правильно назвал, получает значок разведчика.

Словесные игры по технологии Е.В. Колесниковой

1

«Подскажи словечко»

Развивать память,         совершенствовать  навыки произношения звуков

Карточка с картинкой(ответ)

1)И шалить без передышки

Целый день могли(мартышки)

2)Ты не бойся-это гусь,

Я сама его(боюсь)

3)Только жив ли петушок,

Золотой наш (гребешок)

4)Подготовлен самолет.

Он отправится(в полет)

2

«Загадки-отгадки»

обогащать словарный запас, воспитывать сообразительность

Карточка с картинкой

(ответ)

1.)Расту в земле на грядке,

Красная, длинная и сладкая.(морковь)

2)Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.(капуста)

3)Неказиста, шишковата,

А придет на стол она ,

Скажут весело ребята: ”Ну рассыпчата, вкусна!”

3

Помоги животным найти домик”

cтр.32

закреплять произношение  звуков в словах с(сь),з(зь)

Плоскостные домики с синей крышей и зеленой и животные

Дети должны расселить животных по своим домикам, соотнося звуки. Животных  в которых есть звуки “С” ,“З” поселить в домик с синей крыше, а в животных со звуком “СЬ” “ЗЬ” в домик с зеленой крышей.

4

“Звуки поменялись местами”

учить детей на слух определять разницу  в звуках  в двух  похожих по звучанию словах, учить детей различать и сопоставлять слоги в словах.

Фломастер на водной основе, листок многоразовый с задание(можно стереть и выполнять много раз)

например: банан-баран, будка-булка и т.д.

Дети должны соединить линией слова похожие по звучанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...