Консультация для родителей детей подготовительной группы "Теоретические проблемы подготовки детей к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)

Третьякова Марина Владимировна

Готовность к школьному обучению - это совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению.

Готовность к школьному обучению обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №309 » ______________________________________________________________ Теоретические проблемы подготовки детей к школьному обучению Консультация для родителей Составила воспитатель Третьякова М.В.

Слайд 2

Преемственность в работе детского сада и школы. При поступлении в школу родители сталкиваются с рядом проблем : В результате наблюдаются сложности с адаптацией, которые влияют на состояние здоровья, эмоциональное благополучие, успешность обучения. 1). Физические, психологические перегрузки, вызванные слабым состоянием здоровья и недостаточностью общего развития, отсутствием знаний и умений, необходимых к первому классу 2). Не сформированы социально-коммуникативные навыки, необходимые для успешного обучения 3). В силу национального состава населения языковые проблемы являются одним из препятствий к обучению

Слайд 3

Характеристика готовности ребенка к школе. Старший дошкольный возраст (6-7 лет ) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший название «кризис семи лет». Л.С.Выготский разработал периодизацию психического развития ребенка, в основание которой было положено понятие центральных психологических новообразований. В качестве психологического новообразования, выражающего сущность кризиса семи лет, Л.С Выготский выделял «обобщение переживания» или «интеллектуализацию аффекта». У детей , прошедших кризис семи лет, обобщение переживания выражается в потере непосредственного поведения. К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций . Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно , в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения . Кризис семи лет лежит в одной эпохи детства, что позволяет охарактеризовать его как переходный, но не как критический. Это же обстоятельство позволяет сделать предположение о тесной связи между разделяемыми и, одновременно, соединяемыми периодами с ведущими деятельностями- сюжетно- ролевой игры и учебной деятельностью.

Слайд 4

Анализ учебной деятельности, проведенной в исследованиях Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру. Принято выделять две формы контроля: Контроль на основе анализа готовых результатов действий, выполненных фактически; Контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане. С действием контроля тесно связана оценка. Есть основания полагать, что указанные компоненты учебной деятельности неравноценны. Д.Б.Эльконин отмечает, что центральное место в этой структуре принадлежит учебной задаче. Таким образом, принятие учебной задачи и адекватное действование в ситуации такой задачи может служить важнейшим критерием, диагностирующим общую психологическую зрелость ребенка и его готовность к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - необходимый момент в осуществлении профилактики психического здоровья. Учебные задачи Учебная деятельность Контроль и оценка Учебные действия

Слайд 5

Основные показатели, которые учитываются при такой интегрированной оценке: Личностное развитие: отношение с окружающими взрослыми; взаимоотношение со сверстниками; отношение к самому себе. - Недостаточная сформированность произвольности – способности понять и принять определенную цель и действовать в соответствии с этой целью. - Дети остаются без опыта коллективного общения- дети растут дома, со сверстниками общаются мало. - Самооценка ребенка- практически у всех школьников с трудностями самооценка занижена. Это результат постоянного давления взрослых, их недовольство поведением и успехами ребенка. - Общее (интеллектуальное) развитие ребенка - анализ общего развития ребенка включает не только оценку элементарных знаний ребенка о себе и окружающем мире, но и оценку развития логического мышления, т. е. способность ребенка к систематизации и классификации, к пониманию смысла и последовательности событий, умению сделать простые логические выводы и обобщения. - Уровень речевого развития - недостаточная сформированность речевых функций и прежде всего регулирующей функции речи, является прогностическим критерием формирования комплексных школьных трудностей. - Тонкая координация движений пальцев и сформированность графических движений- оценивается при выполнении манипуляций с м елкими предметами и копированием рисунков. Уровень развития сложнокоординированных движений кисти и пальцев руки, а также общая координация и произвольная регуляция движений позволяет дать прогноз эффективности формирования новых двигательных навыков ( прежде всего письма. - Зрительно-моторная координация одна из составляющих зрительного восприятия. Уровень зрительного восприятия один из важнейших показателей функционального развития ребенка.

Слайд 6

Роль семьи и детского сада в подготовке к школе Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, коллектив нашего ДОУ старается создать условия для максимального развития интеллектуально- творческой личности каждого ребенка. Но успешное осуществление этой б ольшой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители- первые и главные воспитатели своего ребенка с рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника- жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Согласно статье 18 Закона РФ « Об образовании » приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

Слайд 7

Родителям необходимо понять, что детский сад помощник в воспитании и развитии ребенка , и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Педагоги со своей стороны делают все необходимое. Чтобы учитывать интересы семьи в вопросах подготовки детей к школе. Неформальное, тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома. Немаловажным является тот факт, что воспитатели не всегда будут рядом с ребенком. Следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребенок пройдет со своими родителями и учителем начальной школы . Поступление ребенка в школу внесет в его жизнь много перемен . Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов- дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр. Каждый из родителей, готовя своего ребенка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребенка, исходя из своих , о бъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого - сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнять все требования; для четвертого- коммуникабельность ребенка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

Слайд 8

Родительская поддержка Является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителем. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Стиль семейного воспитания во многом формирует личность ребенка. Д.Баурминд выделила три группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье: Существует три причины, по которым родители обычно позволяют себе высказывания типа : « Ты еле справляешься со своими обязанностями, и я вынужден все доделывать за тебя»: 1.Родители, как правило разговаривают с ребенком так же , как разговаривали с ним в детстве; 2. Ребенок создает угрозу престижу и положению родителей ; 3. Общество приучает нас к столкновению с неудачами, к ожиданию худшего и вообще часто обескураживает не только детей, но и взрослых. Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка. Авторитетные родители инициативные, общительные, добрые дети Авторитарные родители Раздражительные, склонные к конфликтам дети Снисходительные родители Импульсивные, агрессивные дети

Слайд 9

Родительская поддержка- это процесс: в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки; к оторый помогает ребенку поверить в себя и в свои способности; к оторый помогает ребенку избежать ошибок; к оторый поддерживает ребенка при неудачах Поддерживать ребенка- значит верить в него. Родитель , стремящийся поддерживать своего ребенка, рассматривает не только события ( поступков)в целом, но и старается выделить отдельные , позитивные для ребенка стороны . Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя. Родители должны научиться помогать ребенку видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию. По мнению американских психологов Дрейкурс и Динкмейур , этими силами являются: 1). завышенные требования родителей; 2). соперничество братьев и сестер ( сиблингов ); 3) чрезмерные амбиции ребенка Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Что касается сиблингов , то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого .Такое соперичество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения. На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции ребенка. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляются, например , в тех случаях, когда

Слайд 10

Для того, чтобы поддержать ребенка необходимо : 1 ) опираться на сильные стороны ребенка; 2) избегать подчеркивания промахов ребенка; 3) показывать, что Вы удовлетворены ребенком; 4) уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку; 5) уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие , с которыми он может справиться; 6) проводить больше времени с ребенком; 7) внести юмор во взаимоотношения с ребенком; 8) знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием; 9) уметь взаимодействовать с ребенком; 10) позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно; 11) избегать дисциплинарных поощрений и наказаний; 12) принимать индивидуальность ребенка; 13) проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка; 14) демонстрировать оптимизм.

Слайд 11

Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: -забыть о прошлых неудачах; -позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха; -помочь ребенку обрести уверенностью в том, что он справится с данной задачей; - помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от родителя некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом . Награда выдается за то, что он сделал что-то очень хорошо или за какие то его достижения в определенный период времени. Поддержка оказывается при любой попытке или небольшом прогрессе. Поддерживать можно посредством : - отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); - высказываний (« Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя получилось вовсе не так, как ты ожидал). - прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); - совместных действий, физического участия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); - выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Слайд 12

Таким образом, представленные в данном разделе, современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе, позволяют более обоснованно говорить о том, что от того , как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям детей подготовительной группы по подготовке детей к школе.

Материал выступления на родительском собрании. Дана краткая характеристика основных учебных направлений - математичексой начальной подготовки, развития графических навыков и обучения чтению....

Консультация для родителей на тему: Теоретические проблемы подготовки детей к школе

Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него) ....

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Правовое воспитание детей»

в консультации рассматриваются понятие и содержание правового воспитания детей старшего школьного возраста...

Консультация для педагогов" Роль детского сада в подготовке детей к школьному обучению"

Данный материал поможет педагогам оформить консультацию для родителей, обобщить методы и приёмы в работе со старшими дошкольниками. Данная ствтья расскажет о трудностяхродителей, при подготовке детей ...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...