Консультация для родителей детей подготовительной группы «Правовое воспитание детей»
консультация (подготовительная группа)
в консультации рассматриваются понятие и содержание правового воспитания детей старшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_detey.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике городского округа Саранск
Управление образования городского округа Саранск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Консультация для родителей детей подготовительной группы
«Правовое воспитание детей»
Саранск, 2021 год
Дошкольный возраст – период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям.
Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста нацелено на реализацию следующих задач.
Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).
Правовое воспитание - целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Права и достоинство ребенка защищает международное и российское законодательство.
Основные международные документы, касающиеся прав детей:
- Декларация прав ребенка (1959);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и 23 развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов таких как:
– Семейный Кодекс РФ (1996);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование. Ребенок должен развиваться как физически, так и умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое внимание уделяется защите прав ребенка. Он должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Законодательные акты признают за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения право:
– на воспитание;
– развитие;
– защиту;
–активное участие в жизни общества.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
Конвенция ООН о правах ребенка увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, а значит признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе, в обеспечении защиты своих детей, а также обязанность государства помогать родителям в выполнении этих задач. В данном документе впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательному процессу считая, что формирование правовой культуры у детей должно быть направлено на:
1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам человека;
3. воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличительным от его собственной;
4. подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами.
Правовое воспитание дошкольников принято рассматривать в контексте решения задач нравственного воспитания. И если у человека не сформированы высоконравственные общепризнанных нормы поведения и взаимоотношений, в таком случае формирование правовых норм будет носить механический, формальный характер (на уровне запоминания, знания, а не понимания и принятия). Высоконравственные и правовые нормы имеют много общего. В первую очередь – они регулируют взаимоотношения между людьми на основе почтения, уважения друг к другу. И нравственные и правовые нормы содействуют развитию ряда личностных качеств, например, как выдержанность, дисциплинированность, сострадание, сопереживание по отношению к другим людям, а также развитию чувства собственного достоинства, самооценки.
Формирование правовой культуры ребенка начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Потому необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважение его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.
Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у детей чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других членов общества.
В силу нашего отечественного менталитета и особенностей воспитания, права психологически отчуждены от личности ребенка и существуют для него как некая абстракция. Но уже в старшем дошкольном возрасте ребёнок в состоянии понять, что, как и всякий человек, он имеет права, хотя пока не может осознать всю их глубину. Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.
Детям доступны такие четыре группы прав, как:
1. Права на достойное существование, выживание, включающие право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство и т.д.
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Понимая нужность и важность формирования правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, следует признать, что их надо обязательно знакомить со своими правами и обязанностями, а также с правами и обязанностями окружающих их людей. Ребенка в первую очередь надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей подготовительной группы на тему: "Родителям о психофизиологических особенностях будущего школьника"
В шесть — семь лет жизнь ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения со взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение.Каким будет его путь, трудным и тернистым ...
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей подготовительной группы (правовое воспитание)Тема:"Я - гражданин"
Считаю важным довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошко...
Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...
Консультация для родителей. «Советы родителям по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»
Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошимичерез правильное воспитание....
Консультация для родителей детей подготовительной группы "Игра, как средство воспитания дошкольников".
Ни для кого не секрет, что в игровой форме гораздо легче проводить занятия - обучать грамоте, математике, иностранному языку. Однако , игра является еще и замечательным средством воспитания дошкольник...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»
Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд не тол...