"Игра как средство воспитания ребёнка".
консультация
"Игра как средство воспитания ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игра как важное средство воспитания дошкольников».
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях. Наблюдения за детской игрой тем не менее показывают, что игра хоть и доставляет ребенку удовольствие, но он отображает в ней не всегда приятные чувства и переживания: дочка – кукла капризничает, мама сердится, шлепает ее, дочка плачет; на даче мама уговаривает свою дочку: тебе скучно без меня, не плачь, я буду каждый день приезжать. Тоска по маме, капризы дочки и огорчения мамы взяты ребенком из своего опыта, своих переживаний, которые с большой искренностью обнаруживаются в игре.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра является своеобразной практической деятельностью ребенка и средством всестороннего воспитания.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Если ребенок использует в игре все знания, приобретенные на занятиях, в повседневной жизни (нравственно – этические, эстетические, экологические, общественной направленности, знания о предметах и машинах, служащих человеку, о человек – труженике и др.), то игра будет выполнять свою основную педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеленной на всестороннее воспитание дошкольников.
Усвоение правил в игре – это усвоение обобщенного опыта. Что несомненно способствует умственному развитию.
Дидактическая игра – форма обучения.
Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.
Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. При обучении детей младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, пирамидками.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста дидактическими играми – занятиями.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Словесные дидактические игры.
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует освоению родного языка. Систематически читая малышам народные потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову.
Настольно – печатные игры.
Важную роль в воспитании и обучении играют настольно – печатные игры.
В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно - печатные игры: парные картинки, лето, домино, складные кубики. К этому виду деятельности относится и раскладывание картинок, изображенных на кубе, фланелеграфе.
Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам.
Сюжетные игры.
Огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей младшего возраста играют сюжетные игры. В младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно – изобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно – изобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый: мама показывает, как кормят куклу, укладывают ее спать, как катают мишку на машинке, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми и другими игрушками.
Подвижные игры.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Участие в игре учит детей ориентироваться в пространстве. Их действия четко определяются сюжетом и правилами, но водящий с помощью определенных сигналов может изменить игровую ситуацию, что требует от каждого ребенка мгновенной реакции и ответной переориентировки.
В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках.
Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Список литературы.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991, 160с.
Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей/ Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1989, 189с.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей/ Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988, 95с.
Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974, 273с.
Маркова Т. А. Детский сад и семья/ Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 1981, 173с.
Новоселова Н. С. Игра дошкольника/ С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989, 285с.
Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста/ Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979, 95с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание, как одно из средств воспитания ребёнка».
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратеги...
Игра в музей как средство воспитания ребёнка
Музейная педагогика – это область воспитательно-образовательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных ...
Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...
«Уверенность в себе, как одно из качеств успешного человека. Игра как средство воспитания уверенного и самодостаточного ребёнка»
Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами....
Консультация для педагогов "Сюжетно - ролевая игра как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ"
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и...
Статья для родителей "«Подвижная игра - как средство физического развития личности и одно из самых важных средств воспитания ребёнка»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается статья в которой говорится о пользе подвижных игр с детьми. роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают физическую акт...
План работы по самообразованию "Игра -как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ"
Повышения профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребёнка....