Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
консультация
Материал о том, как родителям правиль принимать участие в нравственном воспитании детей. И почему это необходимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
ГБДОУ детский сад 75 Приморского района Санкт-Петербурга
Воспитатель Ручьева Татьяна Борисовна
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.А. Сухомлинский.
Сложившаяся в настоящее время в Санкт-Петербурге система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с принятой в стране моделью, обеспечивает условия для свободного духовно — нравственного развития личности ребенка.
Однако проблема нравственного воспитания ребенка остаётся сегодня все еще очень актуальной.
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника.
Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст — именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей.
Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели— люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:
уважение к старшим,
дружеские отношения со сверстниками,
умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
воспитание начал ответственности.
Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.
В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - традиционные российские религии.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Поэтому нам хотелось бы дать ряд рекомендаций родителям:
1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;
2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;
3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;
4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
- активно «слушать» его переживания и потребности,
- безусловно принимать ребёнка,
- проводить время вместе (читать, играть, заниматься),
- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
- помогать, когда просит,
- поддерживать успехи,
- делиться своими чувствами (значит доверять),
- конструктивно разрешать конфликты,
- использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», - обнимать ребёнка как можно чаще;
5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.
Список литературы.
Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
Островская, Л.Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987.
Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов : "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы пов...
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»...
Консультация для родителей( «Роль и значение режима дня в воспитании ребёнка»)
Режим дня – это организованный распорядок жизни и деятельности ребёнка, направленный на осуществление воспитательных задач. Правильно организованный режим дня ребёнка даёт возможность установить должн...
Консультация для родителей «Влияние семьи на духовно - нравственное воспитание детей».
Консультация для родителей «Влияние семьи на духовно - нравственное воспитание детей»....
Консультация для родителей( «Роль и значение режима дня в воспитании ребёнка»)
Правильно организованный режим дня ребёнка даёт возможность установить должное чередование занятий и отдыха, бодрствования и сна....
Консультация на тему: «Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка».
Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. То, что привито человеку в детстве,...
Консультация для родителей "Роль педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности"
Консультация для родмтелей "Роль педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности"...