Буклет "Учимся общаться с детьми с РАС"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Способы помощи родителям при общении с ребенком с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила общения с ребенком с РАС
№1. Строгое соблюдение режима
Повторяющиеся ритуалы изо дня в день в мельчайших деталях упрощают жизнь ребенка.
Если ребенок привык, что он чистит зубы зеленой щеткой и кладет ее строго на вторую полочку справа, то не стоит перекладывать ее на другое место – это может сильно его расстроить.
Если что-то пошло не по плану, ребенок с РАС не всегда может справиться с эмоциями. Если что-то пошло не по плану, постарайтесь адекватно реагировать на происходящее и не акцентировать на этом свое внимание и внимание окружающих.
№2. Визуальное общение Ребенок с РАС лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. Самый простой способ коммуникации для него – это визуализация (картинки, символы, слова).
№ 3. Упрощенная речь. В общении с ребенком с аутизмом почти всегда действует правило «Один-один». Если ребенок говорит вам одно слово, вы отвечаете ему также одним словом. Надо говорить медленно, спокойно, односложно. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить: «Гулять?»
№ 4. Ожидание ответа (действия). Обработка информации у ребенка с РАС может происходить медленно. Наберитесь терпения при ответе или действии ребенка, иначе если его поторопить, то можно усугубить ситуацию.
№ 5. Обустройте окружающее пространство. Организуйте пространство соответствующим образом: Уберите ненужные и опасные вещи и предметы, отгородите пространство, за которое нельзя заступать. Заранее обозначьте место, где ребенку нужно стоять, сидеть, выполнять нужное действие. В целях ограничителей вполне подойдут стулья, веревки, кубики.
№6. Сенсорная разгрузка. Найдите и используйте такой ритуал для ребенка, которые его может успокоить или расслабить. Это может быть музыка, тактильные предметы, игрушки и т.п.
№7. Поощрения. Не стоит концентрироваться на наказаниях, когда ребенок ведет себя как-то не так. Лучше проигнорировать такое поведение, если оно не выходит за границы допустимого. Гораздо эффективнее работает положительное подкрепление-поощрение.
Нужно дождаться момента, когда ребенок сделает что-то, что вы от него хотели, и незамедлительно поощрить его. Это может быть его любимая еда, игра – то, от чего он получает удовольствие.
педагог-психолог
Муралева Наталья Васильевна
Как помочь родителям вызывать и поддерживать общение у неговорящих или малоговорящих детей с расстройствами аутистического спектра. Наиболее эффективный и удобный способ предоставить информацию ребенку визуально, используя картинки, фото, слова, символы и т.д. Такой способ удерживается во внимании ребенка, запоминается и сохраняется на долгое время. Визуально поддерживая ребенка можно облегчить общение с ним, научить следовать социальным правила, предотвратить конфликтные ситуации, снизить проблемное поведение и уменьшить тревожность ребенка.
Доска «Сейчас – Потом»
Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.
Как этим пользоваться?
- Решите, какое задание ребенок должен выполнить сначала, и какое приятное занятие или награда ждет его сразу же после выполнения.
- Расположите на доске изображения (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые символизирует первое и второе занятие.
- Покажите доску ребенку вместе с короткой устной инструкцией. Например: «Сначала надень ботинки, потом качели».
- Когда задание «сначала» выполнено, снова привлеките внимание ребенка к доске. Например: «Ты надел ботинки, теперь качели!». Немедленно предоставьте ребенку обещанный предмет или доступ к приятному занятию. В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.
Визуальное расписание
Наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам, а также помогает снизить тревожность в непривычных ситуациях.
Как этим пользоваться?
- Визуальное расписание лучше начинать использовать после освоения доски «Сейчас-Потом».
- Расположите на расписании изображения выбранных событий (в виде фотографий, рисунков, написанных слов).
- Выбирайте те события, которые действительно произойдут в данной последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень желательные для ребенка события.
- Перед началом события согласно расписанию сделайте подсказку с помощью короткой инструкции. Например: «Проверь расписание». Поначалу можно мягко подвести ребенка к расписанию и указать на нужное событие его рукой. Постепенно уменьшайте подсказки, чтобы ребенок начал самостоятельно пользоваться расписанием.
- Когда задание выполнено, подскажите ребенку снова свериться с расписанием, используя описанную выше процедуру и переходите к следующему событию.
- Хвалите ребенка и/или предоставляйте ему иные поощрения за то, что он следует своему расписанию, выполняет указанные в нем задания и переходит к следующим. Полезно использовать таймер, чтобы ребенок понимал, когда пора переходить к следующему событию.
Визуальные правила и инструкции
Визуальные правила полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации (например, знаки «Стоп», «Жди»)
Физические границы: Установите визуальную подсказку там, где границы уже обозначены и обращайте на нее внимание, во время следования правилу. Например, когда ребенок останавливается у двери, покажите на знак «стоп» и скажите: «Стоп». Похвалите ребенка или предоставьте ему поощрение за то, что он следует знаку.
Ограниченная доступность: Решите, сколько раз или как долго будет доступен тот или иной предмет. Укажите это с помощью визуальной подсказки, например, если ребенок может выпить только 3 пакетика сока в течении дня, расположите на холодильнике 3 карточки с пакетиком сока. После того как предмет больше не доступен, используйте визуальные подсказки, чтобы это объяснить.
Ожидание: Начните показывать символ «жди» на очень короткий промежуток времени перед тем, как ребенок сможет получить желанный предмет или доступ к желанному занятию. Можно использовать карточку «жди» вместе с таймером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка общаться с детьми.
Задача взрослых научить ребенка играть и общаться с детьми....
Как правильно общаться с детьми
консультация для родителей...

«Умеем ли мы общаться с детьми?»
Стиль общения родителей и всех взрослых в семье крайне важен. Прежде чем учить малышей общаться в окружающем мире, примите, пожалуйста, несколько советов, правил, выполнение которых поможет...

Консультация для родителей "Общаемся с детьми"
Человек постоянно взаимодействует с другими людьми. Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье, соприкасаясь с родителями. Общение «ребенок — родители» происходит повседневно в различ...

Как правильно общаться с детьми?
Помните, когда ваш ребёнок только научился говорить, он надоедал, утомлял, преследовал вас своими вопросами? Как же вдруг случается так, что мы сами становимся "почемучками", стоит только нашим детям ...