«Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе комбинированного типа»
консультация

Козлова Елена Михайловна

В статье рассматривается вопрос индивидуализации образовательного процесса в логопедической работе с учетом требований ФГОС. Раскрыта структура и этапы построения индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе комбинированного типа»

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

Под индивидуальным образовательным маршрутом  понимается система дидактических  мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности,  применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной  деятельности, на консультирование родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Сущность индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) заключается в том, что ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его  индивидуальная образовательная программа.

В стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;

- как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному образовательному учреждению образовательные потребности и  индивидуальные особенности ребенка;

- на стадии реализации ребенок выступает как субъект  осуществления  обучения,  воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Этапы проектирования ИОМ можно представить следующим образом:

  1. Фиксирующий - диагностический (обследование детей группы  компенсирующей направленности с целью выявления их особых образовательных потребностей специалистами  (врач-педиатр, учитель-логопед, учитель – дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)  и воспитателями группы.
  2. Целевой (постановка целей воспитания и образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка).
  3. Содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы, их систематизация и группировка, то есть разработка плана ИОМ).
  4. Организационно – коррекционно-педагогический (условия и пути достижения  педагогических целей, планирование дальнейшей работы).
  5. Практический (реализация плана работы);
  6. Контрольный диагностический (анализ эффективности выбранных и используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка обсуждается  и принимается на педагогическом совещании ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке,   и утверждается приказом заведующего ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на учебный год, но могут  вноситься коррективы с учетом динамики развития ребенка. В конце учебного года (май месяц) оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.

Структура индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребенка.

Индивидуальный маршрут начинается с титульного  листа, где  указывается  фамилия, имя ребенка и имеется гриф об утверждении данного документа руководителем ДОУ.

Далее это сведения о ребенке: формальные сведения о ребенке (Ф.И.О., возраст, домашний адрес, дата поступления в группу, откуда прибыл в ДОУ, сведения о родителях), указывается № протокола по приему, заключение и рекомендации районной ПМПК при поступлении, психологический и неврологический статус, заключения педиатра и узких врачей-специалистов (окулист, хирург, ортопед  и другие), если у ребенка есть соответствующие отклонения в здоровье. Наличие подобных сведений в индивидуальном маршруте помогает специалистам лучше ориентироваться в конкретных проблемах каждого ребенка для оказания ему максимально эффективной помощи. Разумеется, что данные сведения, предоставляемые педагогам, носят конфедициальный характер, о чем они уведомляются при получении закрытой информации о ребенке и его семье.

НОД имеет форму в виде схемы, где в отдельных графах выделяются «Задачи работы», где специалисты ставят перед собой определенную коррекционную, образовательную или воспитательную задачу по оказанию помощи ребенку,  «Содержание работы», где указываются конкретные методические  приемы, мероприятия, действия, через которые педагог планирует реализовывать поставленные задачи и «Динамика развития ребенка», где фиксируются изменения в развитии ребенка.

В структуре нашего индивидуального маршрута выделены 4 основных направления образования и развития ребенка, а также ответственные за их реализацию специалисты и педагоги.

I направление – физкультурно-оздоровительное.

Ответственными за его реализацию являются медицинские работники ДОУ, инструктор по физической культуре и плаванию, воспитатели группы компенсирующей направленности, так как их роль в реализации данного направления приоритетна. Однако это не означает, что другие педагоги не могут принимать участие в работе в данном направлении.

II направление – познавательно-речевое.

Ответственными за его реализацию являются учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности.

III направление – социально-личностное.

Ответственными за его реализацию являются педагог-психолог и воспитатели группы компенсирующей направленности.

IV направление – художественно-эстетическое.  

Ответственными за его реализацию являются муз. руководитель и воспитатели группы компенсирующей направленности.

Содержание НОД индивидуального маршрута зависит от структуры речевого дефекта конкретного ребенка, связанных с ним вторичных отклонений в развитии, состояния здоровья и других личностных особенностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Сценарий осеннего праздника «Волшебная кисточка осени» (разновозрастная группа комбинированного типа).

: Как звонко музыка звучала!Нас чудный праздник нынче ждёт,И по секрету я узнала,Что Осень в гости к нам придёт.Уж ей давно быть здесь пора.Давайте с вами, детвора.     ...

Сценарий развлечения ко Дню матери «Котята поздравляют мам» в разновозрастной группе комбинированного типа.

Цель: поздравление мам с Днем Матери.Оформление группы: игрушки в виде котов; подборка книг о кошках и произведений, где героями являются кошки; картинки, иллюстрации с котами и кошками.Рабо...

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа....

Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос индивидуализации образовательного процесса в логопедической работе с учетом требований ФГОС. Раскрыта структура и этапы построения индивидуального образовательного марш...