Консультация для родителей: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
консультация

Консультация для родителей: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Все дети любят узнавать что-то новое, фантазировать, сочинять, воображать – так происходит естественный процесс проявления и развития творческих способностей детей. Всестороннее развитие личности невозможно без развития творчества, креативности, нестандартности. 

Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность: рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Максимально вкладывая в детстве, мы помогаем становлению гармоничной личности в будущем.

Что такое творческие способности, что к ним относят и зачем их развивать

Процесс создания чего-то нового, отличного от того, что уже имеется, называется творчеством. 

Творческие способности предполагают возможность человека к разностороннему мышлению, которое способно находить нестандартные решения для вполне обычных ситуаций. Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития.

Творческие способности включают в себя:

  • активное воображение;
  • гибкое мышление;
  • способность к восприимчивости;
  • развитую интуицию;
  • инициативность;
  • умение применять теорию в жизни;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни.

Условия для развития творческих способностей

Развитие творческого потенциала ребенка требует создания специальных условий.

  1. Раннее вовлечение ребенка в творческий процесс.
  2. Создание развивающей среды для стимулирования творческой деятельности, поддержка ребенка во всех начинаниях, доверительные отношения между членами семьи.
  3. Развитие физического здоровья малыша, мелкой и крупной моторики, координации движений.
  4. Развитие творческого мышления дошкольника через ведущую деятельность в этом возрасте – игру.
  5. Предоставление ребенку свободы выбора в том, чем и как ему действительно хочется заниматься в данный момент.
  6. Оказание помощи ребенку, если она необходима.
  7. Стимулирование самостоятельности и инициативы.
  8. Поддержка ребенка при возможных неудачах, вера в его способности.

Особенности творческих способностей в разных возрастах

В зависимости от возраста развитие творческого потенциала детей проявляется по-разному и имеет свои особенные черты.

Младший дошкольный возраст

1-2 года: малыши в этот период очень музыкальны, их привлекает всё, что издаёт ритмичные звуки, поэтому они так любят игрушки-погремушки. В этом возрасте также дети испытывают интерес к художественному творчеству: пытаются держать карандаш, рисуют «каляки-маляки» и всячески экспериментируют.

3-4 года: младшие дошкольники уже имеют опыт во многих сферах творчества, часто фантазируют и изобретают. В их рисунках уже можно определить, что конкретно там нарисовано, да и сами дети знают, что они хотят нарисовать и каким образом.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста приобретает иной характер. Старший дошкольник обладает усидчивостью, нацеленностью на результат, внимательностью и самостоятельностью – всё это даёт возможность усложнять задачи, предлагать новые задания и ожидать предполагаемого результата.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается. Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка.

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу. 

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Вывод:

Развитие творческих способностей детей необходимо начинать в семье с самого раннего возраста. Когда родители, детский сад, школа и всевозможные кружки за одно – ребенок спокойно и уверенно идет по пути беспрепятственного развития и становления творческой личности. Важно создавать благоприятные условия дома, прислушиваться к желаниям и потребностям ребенка, развивать задатки, данные от природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов     «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...

Консультация для воспитателей “Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста”

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

Консультация для родителей «Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей«Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»...

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают...