Кукольный театр как средство успешной адаптации детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Огромную помощь в адаптации детей к условиям детского сада я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Поэтому, меня заинтересовала такая тема как: «Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukolnyy_teatr_kak_sredstvo_uspeshnoy_adaptatsii_detey.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукольный театр как средство успешной адаптации детей
раннего возраста
Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка.
Огромную помощь в адаптации детей к условиям детского сада я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Поэтому, меня заинтересовала такая тема как: «Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации». Изучая методическую литературу по данной теме, я поняла, что должна способствовать созданию благоприятного микроклимата и необходимых условий для развития театрализованной деятельности.
Мною были поставлены задачи:
- Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства, а также поэтапного освоения детьми различных видов кукольного театра.
- Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
- Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно-окрашенную речь, выразительные движения).
- Воспитывать любовь к театру, доверительные взаимоотношения друг к другу, самостоятельность.
Спектакли можно разыгрывать на столе. Театр на столе – это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Театр на столе является не только средством развлечения, но имеет и большое воспитательное значение. Репертуар подбирается с учётом возраста, развития и интереса детей. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи
Для организации театра на столе можно использовать любые игрушки и куклы: мягкие, деревянные, пластмассовые, а можно сделать героев сказок совместно с детьми и родителями. Наиболее легки в изготовлении для настольного театра конусные куклы. Куклы, предоставленные для этой цели, должны устойчиво стоять на столе, легко по нему передвигаться.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр:
- Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Усидчивость.
- Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, Рече двигательного.
- Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
- Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
- Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Цели, задачи и содержание работы с детьми раннего возраста (от 3 до 4 лет)
Цели:
- развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
- обогащение словаря детей, активизация его;
- совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
- способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Задачи и содержание работы
Можно выделить 3 этапа подготовительной работы:
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, говорит, танцует и т. д.). В речи меняю интонацию, силу голоса и темп произношения.
На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить различные игры «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка прыгает…»
3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Репка», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка» и другие). Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать героев. Для этого проводятся различные беседы о сказках, игры.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
Наблюдая за детьми группе, мы обратили внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые нами сказки, с помощью театра игрушек, игрушек «би-ба-бо», а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. «Театр на столе» является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.
Элементы театрализованной деятельности мы стараемся включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как средство успешной адаптации детей раннего возраста
Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии. Работа над образом ...
Театрализованная деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Сообщение из опыта работы во второй группе раннего возраста....
презентация «ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
laquo;ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложн...
Кукольный театр как средство успешной адаптации детей к условиям ДОУ
Малыши, малыши.... Первый раз в садик. Сколько слез, как не хочется расставаться с мамочкой. Как же им помочь, таким маленьким и беззащитным. А попробуйте показать им кукольный театр....
«Волшебный песок» как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
laquo;Волшебный песок»как средство успешной адаптации детей раннего возрастак условиям ДОУ...
Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период а...