Мастер-класс для родителей "Изучаем дни недели"
материал (старшая группа)
Мастер-класс поможет объяснить родителям, почему ребёнку необходимо знание дней недели, их последовательности, разделения на будничные и выходные дни.
А также познакомить родителей с игровыми приёмами, помогающими в доступной для ребёнка форме сформировать представление о днях недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dni_nedeli_starsh_gr_tekst.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.В. Бианки»
Мастер-класс для родителей воспитанников
«Изучаем дни недели»
Разработчик:
воспитатель
Ульянова М.В.
Бийск 2023 г.
Тема: «Изучаем дни недели».
Цель: повышение активности родителей в вопросах формирования временных представлений у детей.
Задачи:
1. Объяснить родителям, почему ребёнку необходимо знание дней недели, их последовательности, разделения на будничные и выходные дни.
2. Познакомить родителей с игровыми приёмами, помогающими в доступной для ребёнка форме сформировать представление о днях недели.
Материал: мяч, циферблат «Дни недели», карточки со стишками (для раздачи родителям).
Организационный этап
Вы когда-нибудь задумывались о происхождении названий дней недели?
Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей».
Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья).
Среда – это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья.
Простое и ясное объяснение приходятся на четвертый и пятый дни недели. Четверг от числительного «четыре», пятница – «пять».
Суббота – слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка.
Воскресенье – это слово пришло на смену слову «неделя». Возникло оно после принятия на Руси христианства.
Основной этап
Теоретическая часть
Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда ребёнок начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? Почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет знать. Если вы научите своего ребёнка определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.
Объясните ребенку, что в неделе 7 дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Первые пять дней – это рабочие дни, в эти дни взрослые работают, дети ходят в детский сад или учатся в школе. Последние два дня, суббота и воскресенье, это выходные дни, в эти дни все люди отдыхают.
Как только дети идут в школу, каждый день становится для них более организованным. Это заметно не только в школе, но и дома. Для детей очень важно знать, какой сегодня день и что будет происходить в этот день. Возможно, у них есть книга, которую нужно отдать в библиотеку, или у друга день рождения. С самого первого раза, когда ребенок поинтересовался, какой сегодня день, родители должны поощрять этот интерес. Дети должны учиться быть независимыми в управлении своим временем. Зная, какой сегодня день, ребенок сделает первые шаги к планированию своего времени и расписания, что в свою очередь воспитывает собранность и организованность.
Какие же есть способы обучения детей дням недели?
Чаще произносите дни недели. Дети будут слышать названия дней недели и, хотя еще они их не поймут, однако начнут усваивать эту информацию и привыкать к ней.
Чаще обращайте внимание на дни, которые являются важными для вашей семьи: дни рождения, торжества, приезд бабушки и дедушки, выходные дни и т.д. Как и многое другое, это обучение может быть легко интегрировано в повседневные разговоры семьи.
Можно сделать простой календарь с днями недели и повесить на видное место в квартире. При любом случае можно будет обращаться к данному календарю, чтобы выяснить какой сегодня день, какой день был вчера и какой день будет завтра. Чтобы разнообразить и оживить этот календарь, можно каждый день оформить в виде кармашка и вкладывать в эти кармашки карточки с картинками тех событий, которые имели место в жизни ребёнка в этот день.
Есть стишки, которые помогут выучить дни недели. Регулярное повторение этих рифм в конечном итоге установят порядок дней в детских умах. Не беспокойтесь, если дети путают дни недели. Понятие времени – абстрактное понятие для маленьких детей и требует времени, чтобы это запомнить и выучить.
Не ожидайте, что изучение дней недели будет быстрым процессом. Сначала ребенок будет путать порядок дней. Но при регулярной практике и повторении, в конечном итоге, всё станет на свои места.
Познакомить ребенка с днями недели можно в игре. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь подходящий мотив.
Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, обнимая ребенка утром с постели, показывайте ему, какой сегодня день. А каждый вечер зачеркивайте вместе с ребёнком истекший день.
Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда ребёнок сможет сам переводить стрелку на нужный день.
Обратите внимание ребёнка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцами, приход бабушки и т.д.
Практическая часть
Сейчас мы с двумя ребятами покажем Вам несколько игр, которые помогут Вашему ребёнку запомнить дни недели.
1. Словесная игра.
Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
2. Словесная игра с мячом.
Предложите ребёнку поиграть в весёлую игру с мячом: встаньте друг напротив друга (игроков может быть двое или больше) и, бросая друг другу мяч, чётко произносите название первого дня недели: понедельник! Тот, кто поймал мяч, называет следующий день недели: вторник! И так далее. Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.
Если ребёнок уже хорошо освоил очерёдность дней недели, можно играть в обратном порядке – начиная с воскресенья.
Ещё сложнее игра становится, когда бросающий мяч игрок даёт задания, прося назвать какой-либо день: «Назови день перед понедельником!», или «Следующий день после субботы?», или «Как называется пятый день недели?»
3. Подвижная игра.
Эта игра поможет запомнить какой день будничный, а какой выходной.
Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название будничного дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д. Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
4. Словесная игра.
Эта игра на закрепление знания последовательности дней недели.
Если ребёнок усвоил последовательность дней, то можно задавать такие задачки: «Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?».
Хорошим приёмом для закрепления знания дней недели служит художественное слово (стишок).
Стишок должен быть коротким, легко запоминающимся и обязательно содержащим ассоциацию к каждому дню недели.
Стишок для мальчиков:
В ПОНЕДЕЛЬНИК я стирал,
А во ВТОРНИК подметал.
В СРЕДУ я испёк калач,
А в ЧЕТВНРГ играл я в мяч,
В ПЯТНИЦУ посуду мыл,
А в СУББОТУ торт купил,
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,
Сказки добрые читал.
Стишок для девочек:
В ПОНЕДЕЛЬНИК я стирала,
А во ВТОРНИК подметала.
В СРЕДУ испекла калач,
А в ЧЕТВНРГ играла в мяч,
В ПЯТНИЦУ посуду мыла,
А в СУББОТУ торт купила,
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхала,
Сказки добрые читала.
Ещё один хороший приём – это показ видео, рассказывающих ребенку про дни недели. В интернете очень много развивающего контента для детей, связанного с днями недели. Это и мультфильмы, и развивающие видеоролики, и интерактивные дидактические игры и песенки... Используйте интернет с пользой!
Каждому из Вас я дарю карточку со стишком для заучивания с ребёнком.
Заключительная часть
- А теперь хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии, я буду по очереди бросать Вам мяч и при этом задавать вопрос;
- Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Надо ли знать ребёнку дни недели?
- Будете ли Вы использовать предложенные игровые приёмы для формирования у ребёнка знания дней недели?
- Ваши пожелания на следующий мастер класс.
Спасибо за ответы. Я считаю, что цель достигнута. Я обратила Ваше внимание на то, что дома необходимо закреплять у ребёнка знание дней недели.
Благодарю Вас за активное участие! Всем большое спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум по профилактике авитаминоза у детей( в рамках методической недели) с мастер классами по приготовлению здоровой пищи (для родителей, воспитателей и педагогов ГБОУ школы № 492)
Хотелось познакомить учасников семинара с полезными свойствами продуктов....
Мастер - класс для детей и родителей «Как на масляной недели, со стола блины летели!»
мастер класс...
Аннотация к мастер-классу, в рамках проведения городской недели открытых дверей «Игра в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста». Сюжетно-игровой макет «Фермерское подворье «Детсадково» /профориентация дошкольника: мир профессий/
Цель методического пособия: формирование элементарных представлений о профессиональной деятельности человека в сельской местности; /Предполагается усвоение ребенком понятие «фермерск...
Конспект мастер-класса (итоговое мероприятие по тематической неделе «Деревья нашего края») «Таинственный лес, где очутишься в сказке…»
Конспект мастер - класса по работе с бумагой в технике торцевание....
Мастер-класс (видео- занятие) для родителей детей группы раннего возраста «Звонкая капель» с использованием нетрадиционной технике рисования. Тема недели «Весна в разгаре» 1 неделя апреля
В пособии представлен материал для обучения детей раннего возраста простейшим навыкам рисования. Предложенные в пособии занятия развивают восприятие, мелкую моторику рук, обучают графическим навыкам, ...
Мастер-класс (видео) для родителей детей группы раннего возраста «Лепим из пластилина» Тема недели: « В мире прекрасного» 4 неделя марта «Украсим тарелочку для куклы Кати»
Ребенок учится экспериментировать и делать все новые открытия. Через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции, как позитивные, так и негативные. Кроме того, постоянные занятия...
Мастер - классы из блинов на масленичной неделе "Рыбки" и "Солнышко"
Как важно прививать детям уважение и любовь к русским традициям и в этом нам помогают русские народные праздники. С сегодняшнего дня, 20 февраля, начинается Масленая неделя — под...