Мастер-класс : «Играем вместе с детьми (повышение родительской компетентности по вопросам развития коммуникативных навыков детей с РАС в домашних условиях)».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белёнова Яна Владимировна

Предоставлен практический материал для родителей по развитию коммуникативных навыков у  воспитанников с РАС дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_mmo_belyonovoy_yanvar_2024g.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс : «Играем вместе с детьми (повышение родительской компетентности по вопросам развития коммуникативных навыков детей

с РАС в домашних условиях)».

Подготовил педагог-психолог МАДОУ

« Детский сад комбинированного вида № 7

г. Шебекино Белгородской области

Белёнова Я. В.

Цель: повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях.

Задачи:

  • информировать родителей о значении социально-коммуникативных навыков.
  • формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга;
  • совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе общения с ребенком.

Оборудование и материалы: салфетки, бумага, карандаши по числу участников, правила социально-коммуникативного взаимодействия, слайд-презентация, снежинки, сосульки.

Ход мероприятия.

#1042;водная часть

Приветствие и представление.

Упражнение «Имя». Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Ведущий называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Яна Владимировна- яркая, веселая», родители характеризуют себя по первым буквам своего имени и отчества

Упражнение «Снежинка»

-Сейчас мы с вами поиграем – сделаем снежинку. Главные условия: ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист (бумажная салфетка). Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте: сложите лист пополам, оторвите верхний уголок. Продолжайте эти действия, пока они будут возможны. Теперь раскройте свой лист. Найдите среди других снежинка такую же, как ваша. Нашли?

Родители отвечают, что не нашли.

-Почему, как вы думаете?

Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные.

-Это вывод о том, что все дети - разные: различны их способности, возможности и личностные качества.

2. Основная часть.

Упражнение «Общение детей и родителей в лицах» (карточки с пиктограммами).

- Отвечая на вопрос, нарисуйте на общем листе ту пиктограмму, которая подходит для вашего ответа.
#1057; каким лицом чаще всего Вы общаетесь с ребенком?

2. С каким лицом чаще всего общается с Вами Ваш ребенок?
#1050;аким Вы желаете видеть лицо ребенка при общении с Вами?
Обсуждение:
Каких пиктограмм больше?
Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?
Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы?

Беседа «Как и зачем играть с ребенком».
-Как и все дети, каждый ребенок с расстройством аутистического спектра обладает яркой индивидуальностью. Во многом такие дети даже более самобытны, чем норматипичные, т.к. развитие их личности в меньшей степени зависит от социальных норм. На практике это означает, что то, что хорошо работает с одним аутичным ребенком, не оказывает никакого воздействия на другого. Те подходы, о которых мы будем говорить на нашем мастер-классе, тем не менее, подходят для работы с большинством аутичных детей.

Особенности игры аутичного ребёнка:

  • застревание на стадии предметной игры;
  • отказ от действия с предметами в соответствии их функциональным назначением;
  • незаинтересованность игрушками и игровыми предметами;
  • отсутствие сюжетно-ролевой игры;
  • отсутствие интереса в игре к другим детям; затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

По моим наблюдениям, большинство, если не все, аутичные дети со временем начинают реагировать на взрослых, которые пытаются взаимодействовать с ними через игровые подходы.

Найдите то, что представляет интерес для вашего ребенка и поддержите его.

Скорее всего, вы сами поймете, что лучше всего подойдет именно вашему малышу, просто доверьтесь своей интуиции.

Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам это позволит.

Когда ребенок с большим интересом будет обращаться к вам, а не к своим традиционным занятиям, вам будет гораздо легче научить его чему-нибудь. Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание. Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно пытаться привнести в нее что-то новое. Единственная мысль, которую я пытаюсь донести до вас: играйте с ребенком, играйте по его правилам, играйте ради него, играйте ради удовольствия!

Вот несколько способов поддержать развитие коммуникативных

навыков у маленького ребенка с аутизмом.

На карточках написаны высказывания, каждый участник выбирает по очереди и зачитывает вслух:

Следуйте за ребенком

Попробуйте следовать за ребенком и тем, что ему интересно, а не руководить им. Если вы позволите ребенку самому выбирать занятие и материалы для него, то он скорее будет обращать внимание на вас и на то, что вы делаете.

Говорите на том же уровне развития речи или на один уровень выше, чем уровень речи ребенка

Если ребенок только начинает говорить, старайтесь общаться с ним с помощью одиночных слов, а не предложений. Например, называйте его любимую игрушку, и повторите это название, когда ребенок тянется к ней.

Затем постепенно расширяйте свою речь в зависимости от речи ребенка. Например, если ребенок может сказать одно слово, расширяйте это слово до простой фразы. Если ребенок говорит «машина», вы можете ответить «да, синяя машина». Таким образом, усложнение информации, которую должен воспринимать на слух ребенок, происходит очень постепенно.

«Забронируйте» время на развитие коммуникации с ребенком каждый день

Когда коммуникация человека ограничена, то возникает соблазн просто делать все за него. Например, принести ему ботинки, завязать шнурки, дать печенье. В результате, из жизни ребенка исчезают ситуации, в которых он мог бы отрабатывать коммуникативные навыки.

Бывает сложно решить, в какой степени нужно что-то делать за ребенка. Подумайте о повседневных событиях в жизни ребенка и добавьте к каждому из них всего лишь несколько дополнительных минут. Подумайте, что происходит в эти моменты, и что ребенок мог бы сказать во время этих событий.

Например, вместо того, чтобы бросаться помогать ребенку, подскажите ему попросить вас о помощи, например, сказать «помоги». Подождите, если он молчит, подскажите второй раз, и только после этого помогайте ему.

Будьте лицом к лицу с ребенком

Старайтесь находиться лицом к лицу с ребенком во время коммуникации, чтобы у вас всегда была возможность оценить его уровень заинтересованности. Также в этом случае ребенок всегда сможет заметить выражения лица, которые сопровождают вашу речь. Однако помните, что некоторым детям сложно воспринимать зрительную информацию и речь одновременно. Постепенно ребенок привыкнет к играм и взаимодействию с вами, так что он начнет ожидать вашего присутствия и искать вас, если вы не находитесь рядом.

Имитируйте действия ребенка

Имитируйте действия и слова ребенка. Например, если он стучит ложкой по столу, вы можете попробовать делать то же самое. В этом случае ребенок скорее обратит на вас внимание. Вы также можете имитировать сенсорное поведение ребенка, например, потрясти кистями рук.

Когда ребенок заметит, что вы имитируете его действия, он может попробовать повторять действия за вами. В этот момент вы можете расширить это действие и добавить к нему что-то новое, например, попробуйте не только стучать ложкой, но и «покормить» из нее игрушку.

Попробуйте сопровождать свою речь жестами и визуальной поддержкой

Когда говорите с ребенком, попробуйте использовать дополнительный метод коммуникации одновременно со словами. Например, когда предлагаете ребенку попить, сложите руку так, как будто держите стакан и поднесите руку ко рту, изображая питье. Подчеркнуто кивайте или мотайте головой, когда говорите «да» и «нет». Машите рукой, когда говорите «привет» и «пока».

Также попробуйте указывать на предметы или изображения, когда говорите с ребенком. Например, когда говорите «к нам придет бабушка», указывайте на фотографию бабушки.

Используйте различные методы визуальной поддержки (расписания из предметов или изображений, рисунки, карточки-подсказки), чтобы ребенку было проще понять, о чем вы говорите..

Используйте песни и ролевые игры

Пойте вместе с ребенком его любимые песни, делайте при этом паузы, чтобы посмотреть, будет ли он продолжать песню за вами. Возможно, при этом вам нужно будет подсказывать ребенку, подавая нужную ноту. Постепенно учите ребенка петь по очереди с вами.

Поощряйте ребенка за коммуникацию

Награждайте ребенка за любые попытки понять или сообщить вам что-то. Таким образом вы повысите вероятность того, что ребенок попробует снова. Хвалите его и объясняйте, чего он добился, чтобы для ребенка появилась связь между вашими словами и определенными действиями с его стороны.

Поощряйте просьбы

Убирайте любимые игрушки или еду так, чтобы ребенок мог их видеть, но не мог их достать сам, например, на верхнюю полку. Или положите важный для ребенка предмет в прозрачный контейнер, который трудно открыть, например, стеклянную банку с крышкой. Подсказывайте ребенку, как он может попросить у вас эти предметы, если у него возникают с этим затруднения. Таким образом, он чаще будет обращаться к вам и будет больше взаимодействовать с вами.

Предложите игрушку или игру, которыми сложно управлять

Есть игрушки и игры, которые не могут включить дети, либо ими нельзя управлять в одиночку. Предложите такую игрушку ребенку, дайте ему время, чтобы разобраться. Если ребенок начнет проявлять недовольство, подскажите ему, как попросить вас о помощи.

Найдите увлекательное занятие, в котором есть возможность для коммуникации

Есть занятия, которые хорошо подходят для взаимодействия двух людей, например, воздушные шарики или мыльные пузыри. Вы можете надуть шарик и запустить его в воздух. Затем надуть следующий шарик лишь частично и подождать, подсказывая при необходимости, просьбу ребенка надуть шарик полностью. То же самое можно сделать с пузырями. Если они нравятся ребенку, то выдуйте пузыри в его сторону. Убедившись, что вы привлекли его внимание, закройте контейнер, и подскажите ему попросить «пузыри».

Давайте ему то, что он хочет, не сразу, а постепенно

Если желанный предмет можно разделить на части, то следует это сделать, чтобы у ребенка была возможность обратиться к вам несколько раз, а не один. Например, если ребенок попросил булочку, ее можно разломать на маленькие кусочки и давать только по одному кусочку в ответ на каждую новую просьбу.

Позвольте ребенку решить, когда можно завершить занятие

Во время игры или любого совместного занятия продолжайте его, предоставляя ребенку возможность сообщить, что с него достаточно. Следите за тем, когда ребенок начнет морщиться или пытаться оттолкнуть предметы. Если он не пользуется речью, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальные сигналы словами, например, «хватит» или «все».

Даже если вам не удастся заинтересовать ребенка каким-то совместным занятием, вы все равно можете найти возможности для коммуникации и общения.

Например, если ребенок выстраивает машинки в ряд, вы можете присоединиться к нему и подавать ему машинки. Таким образом, ребенок включает вас в то, что он делает. Если ему интересно просто бросать кубики на пол, вы можете собрать их в корзину, а потом давать их ребенку, чтобы у вас появился повод для взаимодействия и коммуникации.

Ребенок постепенно будет учиться тому, что общение с другим человеком может быть источником веселья

Задания, направленные на коррекцию поведенческих нарушений у аутичных детей

«Кусание своих рук»

Цель: ребенок должен научиться сообщать о своем неудовольствии и научиться заменять кусание на другой способ действия.

Обучение: взрослый внимательно наблюдает за ребенком во время занятий. Если ребенок начинает себя кусать, взрослый быстро схватывает его руку, когда он несет ее ко рту, и отводит ее под стол и говорит: «Руку вниз!»

«Биение по голове или головой о стену (стол)»

Цель: ребенок должен выработать у себя реакцию неприятия своего поведения (при этом, не снимаются требования к ребенку во время занятия).

Обучение: взрослый располагает стол и стул ребенка во время занятий так, чтобы он не мог достать головой стены. Когда ребенок начинает биться головой о поверхность стола, взрослый отодвигает к себе учебный материал и отворачивается от ребенка. Взрослый считает до десяти, поворачивается опять к ребенку и возвращает материал. Сначала взрослый помогает ребенку. Хвалит, если ребенок продолжает упражнение. Взрослый каждый раз реагирует, подобным образом, если ребенок бьется головой, при этом нельзя прерывать задание, пока оно не закончится. Если ребенок в этот день чрезмерно возбудим, то можно сократить упражнение, но также ребенок должен знать, что за биение головой занятие не прервалось. Данное упражнение необходимо повторять продолжительное время (в течение 2 недель) и взрослый должен отмечать для себя как часто ребенок бьется головой. Важно ребенку уделять много внимания и часто хвалить, если он не бьется головой.

«Вскакивание из-за стола во время занятий»

Цель: ребенок должен научиться сидеть за столом во время занятия.

Обучение: важнейшим моментом при проведении данного упражнения является то, что взрослый поощряет примерное поведение ребенка вниманием и похвалой, а не примерное поведение не поощряет вниманием любого вида. Взрослый усаживает ребенка за стол так, чтобы он со своего места мог дотянуться только до того пособия, с которым будет заниматься сейчас. Если он встает, то взрослый игнорирует это действие полностью. Взрослый не зовет и не смотрит ему вслед. Когда ребенок вернется, взрослый смотрит на него, улыбается и говорит: «Хорошо мы сидим и занимаемся». Если ребенок попытается взять что-нибудь из учебного материала, не в положении сидя, то взрослый не разговаривает с ребенком. А вместо этого убирает пособие в сторону подальше от ребенка. Пособие не дается пока ребенок не сядет на свой стул. Взрослый для себя фиксирует, как часто ребенок уходит из-за стола во время занятия.

«Дурачество»

Цель: ребенок должен научиться сохранять спокойствия и направить свои действия в правильное направление.

Обучение: во время занятия взрослый игнорирует нелепые выражения ребенка, его дурашливые жесты и гримасы. Он делает вид, что их просто не замечает и не воспринимает. Продолжает делать упражнение, но повторяет свои указания в упрощенной форме. При этом использует только одно или два слова, жестами делает другие указания и направляет движения ребенка в правильное направление, помогая ему рукой. Затем хвалит ребенка, как только он начнет работать, при этом оставаясь невозмутимым.

Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.

«Реагировать на свое собственное имя»

Цель: ребенок должен научиться смотреть на то лицо, которое зовет его по имени.

Обучение: несколько раз в течение занятия (дома в течение всего дня) называйте имя ребенка громким, но спокойным голосом. Если ребенок посмотрит на взрослого, необходимо дать ему небольшое вознаграждение. Если ребенок не реагирует, то взрослый должен переместиться в поле его зрения и снова повторить его имя. Взрослый начинает с того, что сначала подходит близко к ребенку и пару минут повторяет его имя. Необходимо его хвалить, если он повернет голову в сторону взрослого, хотя и не встретиться с взглядом. Если ребенок начинает реагировать, то взрослый постепенно увеличивает расстояние между собой и ребенком, когда называется имя.

«Подражая касаться частей тела»

Цель: ребенок должен научиться, имитируя касаться трех собственных частей тела.

Обучение: взрослый, садиться за стол напротив ребенка, обращая его внимание на себя. Как только ребенок посмотрит на взрослого, то взрослый говорит ребенку: «Саша, где нос?» и касается при этом указательным пальцем своего собственного носа. Если ребенок не реагирует, взрослый берет своей рукой указательный палец ребенка и касается им его носа, повторяя: «Саша, где нос?» и далее касается также своего собственного носа. Необходимо поддержать ребенка, например, улыбаться ему, хвалить его, или давать что-то сладкое. Занятие следует повторять несколько раз, чтобы ребенок начал правильно реагировать без поддержки. Каждый раз, когда взрослый побуждает ребенка касаться носа, он обращает внимание на то, чтобы ребенок смотрел на него. За каждую правильную реакцию взрослый вознаграждает ребенка. Если ребенок правильно реагирует, по меньшей мере, 9-10 случаях, то взрослый упражняется с ним и с другими частями тела в следующем порядке: волосы, рот, глаза, уши. Тренировать ребенка надо сначала на одной части тела, а затем переходить к следующей только тогда, когда ребенок правильно реагирует поочередно на усвоенные требования в 9 -10 случаях.

«Садись по речевому требованию»

Цель: ребенок должен научиться садится по речевому требованию

(понимание речевых требований).

Материал: 3 стула (из них 1 детский стульчик).

Обучение: взрослый ставит стулья так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении участвовать должны 2 человека (специалист и родитель). Специалист (взрослый) садится на отдельный стул напротив ребенка и помощника (родитель). Ребенок и помощник должны встать пред своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего специалиста. Специалист говорит чистым и сильным голосом: «Садись!». Помощник должен сесть сам и помочь сесть ребенку. Специалист хвалит ребенка за это. Упражнение должно повторяться многократно, пока ребенок не поймет речевого требования и больше не будет нуждаться в поддержке помощника.

Игровое упражнение «Играем вместе».

Ребенок катает машинку вперед – назад: как расширить эти действия и включиться взрослому? Можно начать строить дорогу для машинки или толкайте свою машинку, повторяя движения ребенка.

Игра «Ручки»

Ребенок располагается перед взрослым, специалист берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «рука моя, рука твоя…» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе, (тактильный контакт имеет важное значение в формировании эмоционального общения с ребенком).

Игра «Отойди и подойди»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок приблизиться, то взрослый обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, - старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.»

Игра «Птички»

Взрослый показывает ребенку, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает его «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), специалист помогает ему. Задание можно усложнить. Взрослый присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая ребенку. Как птички клюют зернышки. Задание можно повторить.

Игра «Качание в одеяле»

Педагог вместе с родителями предлагает ребенку сесть на одеяло. Взрослые раскачивают ребенка в одеяле, приговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два…» Игра вызывает много положительных эмоций у детей с аутизмом.

Игра «Хоровод»

Взрослые, взявшись за руки, ставят ребенка в центр круга и поочередно входят в круг к ребенку и здороваются с ним (приветствуют его) при этом водят хоровод под музыку. Упражнение вызывает много положительных эмоций у детей, однако многие из них на первых этапах занятий отказываются входить в круг, затыкают уши, убегают.

Игра «Ладушки». Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: "Ладушки, ладушки.."

Игра «Покатаем мячик». Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.

Игра "Спрятался—появился", и «Ку-ку". Взрослый накрывается платком, затем неожиданно "появляется".

Игра "Поймаю", "Догоню" — игра проводится сидя за столом. Взрослый делает вид, что хочет поймать руку или пальчик ребенка. Ребенок старается отнять руку.

3. Рефлексия.

- Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть Вашу активность и заинтересованность. Перед вами снежинки и сосульки, оцените степень Вашей удовлетворенности мероприятием. Если оно было для Вас поучительным и интересным то вы выбираете снежинки, если нет, сосульки. На снежинках ответьте на несколько вопросов для лучшей подготовки к следующим мероприятиям:

-Оцените, пожалуйста, степень своей включенности в работу по 5 бальной системе.

-Что больше всего понравилось?

-Что необходимо добавить?

-Выскажите какие-либо предположения, рекомендации, оценочные суждения ответственному мероприятия?

Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!

Список литературы

  1. Алан Ю. Как и чем заниматься с аутичным ребенком. Краткое руководство для родителей. М., 2012.
  2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 2007.
  3. Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. - СПб.: ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС",#1089;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

«Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющ...

"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....

Родительское собрание на тему "Формирование коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях"

Пояснительная записка. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образов...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...