"Десять упражнений для пополнения словарного запаса у детей"
консультация (подготовительная группа)
Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний год перед школой. Слово “школа” почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основной дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Предлагаю десять упражнений для развития словарного запаса у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_uprazhneniy_dlya_popolneniya_slovarnogo_zapasa.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Десять упражнений для пополнения словарного запаса у детей.
Словарного запаса нет ни у кого, НО он может улучшаться до
бесконечности – чем больше вы развиваете свою грамотность и знания, тем
лучше ваши тексты, и тем выше ваш авторитет в сообществе. Для этого
особенно важно иметь широкий и развитый словарный запас. Упражнения
помогут перейти на следующий уровень вашего словарного запаса.
1. Алфавит
Быстро называйте в алфавитном порядке слова- существительные в
именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются
только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать
имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5
секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о
существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б –
барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …». Проделайте то же самое, называя
сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно
усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну
букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…
2. В Десяточку
Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для
радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему.
Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не
больше 7 слов. Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое
следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось
предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь
выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так:
«Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое
января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».
Упражнение учит доносить свою мысль короткими и простыми
предложениями.
3. Ассоциации
Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение,
стимулирует мыслить шире. У каждого человека существует своя ассоциация
для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения
звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета.
Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10
первых ассоциаций, которые придут вам в голову: “Лампочка – это свет, вечер,
мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов.”
4. «Я знаю 5 имен»
Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память,
расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы
называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран.
Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее,
называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов.
5. Вспомнить все
Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите
любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя
использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь
вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в
мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого
количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к
игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик.
Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.
6. Трехлитровая банка
Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память
относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую
букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в
единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия
городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания
остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает
поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет
через горлышко банки, а механизатор – нет.
7. Списки
Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как
можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной
категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия
животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву.
Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от
того, что именно вам нужно прокачать.
8. Монофон
Произнесите связанную речь, используя слова, начинающиеся на одну букву.
Например, на букву «П». Речь не обязательно должна быть осмысленной, но в
ней должны логично связываться существительные, глаголы, прилагательные
наречия и другие части речи. Например, Прекрасный патрульный
поворачивается проворно, провокации пресекает, преследует преследуемых
по простым правилам. — Хороший результат – минута непрерывной речи.
9. «Закончи слово»
Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По...»
(Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че.
10. История в Существительных
Расскажите короткую историю, использую исключительно существительные.
Утро, работа, выход, подъезд. Ключ, машина, зажигание… неудача! Повтор – неудача возобновление… отчаяние… предвкушение опоздание, начальство негодование! Смекалка- решение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...
«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»
Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием бу...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развитиясловарного запаса у детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Пополнение словарного запаса у детей.
В моей статье рассказано, сколько слов должен знать ребенок старшей группы, как важна помощь родителей в пополнение словарного запаса. В какие игры могут родители поиграть с детьми....