Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Г»
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Г»

       Гном.

Гале   купили   игрушку   —   маленького (гнома).

(Гном) был очень  смешной  и  забавный.

Галя часто играла со своим (гномом).

Но вот (гном) потерялся.

Гале купили нового (гнома), но она не могла забыть своего старого друга

Девочка очень обрадовалась, когда её смешной и забавный (гном) нашёлся.

 

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)  

1. Гриша и Галя пошли в лес за грибами.      Кто...? Зачем...?

    Дети набрали много грибов.           Чего...?

    Вдруг началась гроза. Загрохотал гром.     Что случилось...?

    Крупные горошины дождя запрыгали по земле.    Что...? Какие...?

    Гриша и Галя очень испугались и спрятались в кустах.

                          Кто...? Что с ними произошло...?

    Их густая листва укрыла ребят от грозы.     Что...? От чего...?

    Когда гроза кончилась, Гриша и Галя пошли домой с полными корзинами грибов.        Кто...?  С  чем пошли...?  Когда ...?

 

2. Летом Игорь поехал в трудовой лагерь.        Кто...? Куда...?

    На прогулке он увидел гнедого коня с длинной гривой.

                                 Где...? Кого...? Какого...?

    Этот гордый конь очень понравился Игорю. Он  подошёл,  погладил его и побежал догонять ребят.       Кто...? Кому...? Что сделал...?

    На другой день Игорь принёс коню горбушку хлеба.

                                               Когда...? Кто...? Что...?                 

    Они стали друзьями.

     Когда Игорь уезжал в город, он пошёл на луг и попрощался с другом.

                                          Кто...? Когда...? Куда...? Что сделал?

 

3.  Гене Голикову подарили губную гармошку.      Кому...? Что...?

     Гена стал  учиться играть на ней.       Что    стал    делать...?

     Дует Гена изо всех сил, гармошка то пищит, то гудит, да так громко!

                             Кто...? Как играет...?

     - Гена, прекрати, — говорит мама,— а то голова от твоей гармошки кругом идёт.      Что говорит...?

    Гена положил гармошку и пошёл гулять.       Кто...?  Что сделал...?

 

4. Инга с мамой гуляли на берегу реки.      Кто...? Что делала...? Где...?

    Инга собирала круглые бело-голубые  камешки.       Какие...?

    Вдруг Инга подняла голову и увидела радугу.        Кто...? Что...?

    — Радуга, радуга! — закричала Инга и побежала к горке, чтобы лучше рассмотреть ее.       Куда...? Зачем...?

    По дороге она попала ногой в неглубокую ямку и рассыпала  камушки.

                            Где...? Чем...? Куда...?

    Когда собрала  их,   то увидела, что набежала тучка — и   радуга   исчезла.

                                             Когда исчезла...? Что...?

 

5. Глеб живёт в городе.      Кто...? Где...?

    Однажды он пошёл с мамой в магазин.      Куда...?С кем?

    Чего там только не было: сапоги, галстуки, сумки, гольфы, игрушки и много других товаров.      Что там...?

     Глеб попросил маму купить игру «Футбол».      Кто...?  Что  попросил...?

    Дома Глеб долго играл с папой в новую игру и забил ему 4 гола.

                  Кто...? Что делал? Как...? Сколько…?

 

6. Воспитательница с группой пошла на прогулку.      Куда…?

    Гуляли они на игровой площадке, огороженной изгородью.

                              Что делали…? Где…? Чем…?

    Ребята прыгали, бегали, играли в разные игры.       Что делали...?

    А Игорь   разглядывал изгородь и считал в ней дощечки. 

                         Кто...?   Что   делал...?

    Вдруг он увидел, что одной доски в изгороди нет.       Что увидел...?

    Игорь хотел пролезть в щель, но зацепился за гвоздь.    Кто...? За что...?

    Он громко заплакал.  Как...?

    Воспитательница помогла Игорю слезть, а потом прижгла йодом царапину на ноге.       Что сделала...?

Галка и голуби.

       Галка увидала, что голубей хорошо кормят и о них заботятся. Вот выбелилась она и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по – галочьи. Тогда её голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались оттого, что она была белой и тоже прогнали.

                                                                                                        Л. Н. Толстой 

Гога и Гуси.

       На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. А Гогу в это время мама отпустила погулять. Увидел Гога на лугу гусей и хотел погладить маленького гусёнка. Но гусыня загоготала: «Га-га-га, не ходи сюда!» А гусь нагнул шею и зашипел. Он больно ущипнул Гогу за ногу. Нога долго болела. Так Гога и погладил гусёнка.

 

Гога и Глаша.

 (В сокращении)

Однажды мама принесла с рынка живого гуся. Но оказалось, что это не гусь, а гусыня. Конечно, гусь с яблоками — это очень вкусно,— вздохнула мама.— Но я, пока несла его с базара, успела к нему привыкнуть... К тому же это гусыня. А такого кушанья — гусыня с яблоками — нет в поваренной книге... И  гусыня Глаша осталась жить на нашем птичнике вместе с курами. Но с курами ей было скучно. Глаша сама нашла дорогу на пруд и плавала  там  в  компании  с  другими  гусям

Через несколько дней вместе с Глашей пришёл большой светло-серый гусь. Я хотел прогнать его, но гусь не уходил.

— Что же делать? — сказала мама. — Пусть   поживёт.   Может,   объявится   хозяин.

Гусака назвали Гога. Глаша и Гога очень подружились. Всегда и всюду были они вместе. Гога ухаживал за Глашей и своим горбоносым клювом оглаживал ей на шее пёрышки. Но вот Глаша исчезла. Гога тоскливо бродил  по двору один. Я обнаружил гусыню в дровянике. Она сделала ямку и снесла в неё большое яйцо. Вскоре в гнезде у неё было уже шесть яиц. А через три недели у Глаши появились гусята. Гусят было пять. Из шестого яйца никто не вывелся.

В один прекрасный день Глаша решила вывести гусят на улицу. И вот на дворе появилась Глаша. Около неё попискивали жёлтые пушистые гусята. Гусак увидел семейство, высоко вскинул голову и восторженно затрубил. А смелые гусята вслед за Глашей смешно шлёпали по синей луже. Гога трубил и плясал от счастья.

                                                                                                              В. Черныш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....