Развиваем навыки мелкой моторики у детей с синдромом Дауна в домашних условиях + видеопрезентация
методическая разработка

Дорогова Марина Владимировна

Родители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Регулярные и целенаправленные занятия не только со специалистами, а и в домашних условиях с родителями будут способствовать развитию малыша и реализуют заложенный в нем природой потенциал.

Роль родителей в процессе стимуляции развития ребенка с синдромом Дауна очень велика, поскольку именно им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке. Обучение должно проводиться в форме повседневных игровых занятий.

Одним из факторов, затрудняющих развитие детей с синдромом Дауна, является отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики. У детей с синдромом Дауна развитие навыков мелкой моторики происходит с задержкой из-за особенностей развития, в том числе и анатомических (гипотония, избыточная подвижность суставов, сплошная поперечная складка на ладони, маленькие кисти, короткие пальцы, замедленное развитие костей запястья, изогнутый мизинец).

У детей с синдромом Дауна гипотония распространяется на все мышцы тела. Из-за сниженного мышечного тонуса предплечья и кисти ребенку труднее расположить суставы пальцев таким образом, чтобы он мог держать предметы. Ему особенно трудно нажимать. Суставы вялые, более подвижны особенно у большого пальца, поэтому ребенку очень трудно держать маленькие предметы и манипулировать ими. Размер кисти ребенка меньше среднего, а пальцы короче, из-за этого труднее хватать и держать предметы. Нестабильность запястья не даёт стабильности и контроля над движениями кисти, что не позволяет вовремя разжимать пальцы и отпускать предмет.

Кроме того необходимо развивать двустороннюю координацию, так как использование обеих рук необходимо при выполнении большинства повседневных дел.

Развитие ловкости позволяет совершать мелкие, точные, правильные и эффективные движения кистями рук без особых усилий. Когда ребенок освоит определенные навыки и у него начинает развиваться ловкость, он сможет использовать эти навыки в повседневной жизни.

Занимаясь развитием мелкой моторики, сделайте задание занимательными, это пробуждает у детей интерес и настойчивость в стремлении выполнить его. Внимательно следите за вашим голосом и движениями: они могут стать мощным инструментом и побудительным стимулом для ребенка.

Итак, запомним основные принципы развития навыков мелкой моторики вашего ребенка:

1. Для развития мелкой моторики очень важны базовые навыки, когда ребенок пользуется обеими руками одновременно, ему необходимо «ощутить» движение, направляющее его, важно, чтобы положение его тела и рук было стабильным.

2. Дети развивают ловкость в игре и повседневной деятельности.

3. Используя навыки мелкой моторики, дети учатся выполнять более сложные задачи, что и помогает им продвигаться вперед, усваивая навыки повседневной жизни и новые виды деятельности.

Рекомендации родителям:

  1. Во время игры с ребенком необходимо регулировать темп своих действий, движения производить медленно, не забывать делать паузы.
  2. Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.
  3. Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.
  4. Разговаривая с ребенком, повторяйте за ним звуки и слоги, которые он произносит. Старайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо. Используйте многократное повторение, делайте паузы, давая ребёнку возможность вам ответить.
  5. Развивайте ребенка на положительной эмоциональной базе.
  6. Обеспечьте круг общения со сверстниками, и ваш малыш будет тянуться за ними.

 

Литература:

  1. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. / Пер. с англ. А. Курт. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009. – 216 c.

 

Для просмотра видеоматериала по использованию упражнения для развития мелкой моторики перейдите по ссылке https://disk.yandex.ru/i/mf2LFqPkZDh8dw

Кроме того, предлагаю для родителей, воспитывающих ребёнка с синдромом дауна полезные ссылки: https://downsideup.org/s-chego-nachat/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем навыки мелкой моторики у детей с синдромом Дауна в домашних условиях

педагог-психолог Дорогова Марина Владимировна

Родители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Регулярные и целенаправленные занятия не только со специалистами, а и в домашних условиях с родителями будут способствовать развитию малыша и реализуют заложенный в нем природой потенциал.

Роль родителей в процессе стимуляции развития ребенка с синдромом Дауна очень велика, поскольку именно им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке. Обучение должно проводиться в форме повседневных игровых занятий.

Одним из факторов, затрудняющих развитие детей с синдромом Дауна, является отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики. У детей с синдромом Дауна развитие навыков мелкой моторики происходит с задержкой из-за особенностей развития, в том числе и анатомических (гипотония, избыточная подвижность суставов, сплошная поперечная складка на ладони, маленькие кисти, короткие пальцы, замедленное развитие костей запястья, изогнутый мизинец).

У детей с синдромом Дауна гипотония распространяется на все мышцы тела. Из-за сниженного мышечного тонуса предплечья и кисти ребенку труднее расположить суставы пальцев таким образом, чтобы он мог держать предметы. Ему особенно трудно нажимать. Суставы вялые, более подвижны особенно у большого пальца, поэтому ребенку очень трудно держать маленькие предметы и манипулировать ими. Размер кисти ребенка меньше среднего, а пальцы короче, из-за этого труднее хватать и держать предметы. Нестабильность запястья не даёт стабильности и контроля над движениями кисти, что не позволяет вовремя разжимать пальцы и отпускать предмет.

Кроме того необходимо развивать двустороннюю координацию, так как использование обеих рук необходимо при выполнении большинства повседневных дел.

Развитие ловкости позволяет совершать мелкие, точные, правильные и эффективные движения кистями рук без особых усилий. Когда ребенок освоит определенные навыки и у него начинает развиваться ловкость, он сможет использовать эти навыки в повседневной жизни.

Занимаясь развитием мелкой моторики, сделайте задание занимательными, это пробуждает у детей интерес и настойчивость в стремлении выполнить его. Внимательно следите за вашим голосом и движениями: они могут стать мощным инструментом и побудительным стимулом для ребенка.

Итак, запомним основные принципы развития навыков мелкой моторики вашего ребенка:

1. Для развития мелкой моторики очень важны базовые навыки, когда ребенок пользуется обеими руками одновременно, ему необходимо «ощутить» движение, направляющее его, важно, чтобы положение его тела и рук было стабильным.

2. Дети развивают ловкость в игре и повседневной деятельности.

3. Используя навыки мелкой моторики, дети учатся выполнять более сложные задачи, что и помогает им продвигаться вперед, усваивая навыки повседневной жизни и новые виды деятельности.

Рекомендации родителям:

  1. Во время игры с ребенком необходимо регулировать темп своих действий, движения производить медленно, не забывать делать паузы.
  2. Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.
  3. Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.
  4. Разговаривая с ребенком, повторяйте за ним звуки и слоги, которые он произносит. Старайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо. Используйте многократное повторение, делайте паузы, давая ребёнку возможность вам ответить.
  5. Развивайте ребенка на положительной эмоциональной базе.
  6. Обеспечьте круг общения со сверстниками, и ваш малыш будет тянуться за ними.

Литература:

  1. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. / Пер. с англ. А. Курт. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009. – 216 c.

Для просмотра видеоматериала по использованию упражнения для развития мелкой моторики перейдите по ссылке https://disk.yandex.ru/i/mf2LFqPkZDh8dw

Кроме того, предлагаю для родителей, воспитывающих ребёнка с синдромом дауна полезные ссылки: https://downsideup.org/s-chego-nachat/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет на тему: "Развитие мелкой моторики для детей с синдромом дауна"

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКНоворожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает...

Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пише...

Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Материалы по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна...

Видео консультация для родителей "Развиваем навыки мелкой моторики у детей с синдромом Дауна в домашних условиях"

Родители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы.Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, ...

Статья на тему: Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна

Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна...