Сказкотерапия для дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №27 «Филиппок»
Г. Нижневартовск
Консультация для родителей
«Сказкотерапия
в семье
и детском саду »
Подготовила: М.Н. Волошина
воспитатель
Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным
условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Дети очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу использования сказкотерапии для детей дошкольного возраста.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в
формировании положительных качеств характера и психических процессов для
детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г.
Белинский, А. С. Пушкин. Еще
наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать
провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.
Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?
Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике.
Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое
«хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. И напротив, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.
Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под ее влиянием ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений, также можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.
Основанием по внедрению приемов сказкотерапии в работу с дошкольниками послужили следующие причины:
- необходимость организации работы по эмоциональному развитию
дошкольников. Героями наших детей стали персонажи современных
мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;
- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.
Основная цель работы: выявлять положительное влияние сказкотерапии на
эмоциональное благополучие дошкольника.
Задачи:
В работе с детьми:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, тревоги;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развития внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
В работе с родителями:
- способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок- передвижек;
- вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.
Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Существует несколько форм работы со сказкой:
- Анализ сказок.
- Рассказывание сказок.
- Переписывание сказок.
- Постановка сказки с помощью кукол.
- Сочинение сказок.
Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей.
Педагог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
Для сказкотерапии можно применять всем известные сказки. Уверенна, что вы будете удивлены, если каждую сказку будете не просто читать ребенку, а попытаетесь вникнуть в ее истинный глубокий смысл, который вложили в нее наши далекие предки. Я только начну, а дальше вы сами поймете, как читать сказку и на что акцентировать внимание ребенку.
Давайте разберем самые распространенные сказки:
- Колобок – ушел из дома один, и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
- Волк и семеро козлят – нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
- Красная шапочка – нельзя разговаривать с чужими на улице.
- Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) – учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
- Репка – всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
- Маша и медведь – из любой трудной ситуации всегда можно найти выход,
главное не сила, а смекалка.
Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат
детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод родителям.
Список литературы:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» -
М.:ТЦ Сфера,
2010.
- Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказкотерапия для дошкольников
методические рекомендации для воспитателей по использованию сказкотерапии в ДОУ...
"Сказкотерапия для дошкольников".
Статья с практическими упражнениями....
Тематическое планирование по дополнительной деятельности "Сказкотерапия для дошкольников"
Работа со старшими дошкольниками по сказкотерапии...
Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"
Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических качеств ребенк. А так же поможет научить ре...
Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?
Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с л...
«Сказкотерапия для дошкольников»
Консультация для родителей....
"Сказкотерапия для дошкольников"
О влиянии сказок на детей...