Рекомендация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!»
Л. Токмаков.
Художественная литература играет большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям обогащать свою речь сравнениями, метафорами, эпитетами и другими средствами образной выразительности. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Чтение детям вслух вызывает у них бурные эмоции, оно уносит ребенка прямо в сказку, у него начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.
К четырем годам словарный запас уже достаточно широк. В этом возрасте интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом. Сам может выдумать продолжение, что развивает его связную речь. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
Что касается пяти - шестилетних детей, необходимо подбирать хорошие детские книги, пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и составляют интересные рассказы.
Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в развитии всех сторон речи детей дошкольного возраста и стимулирует их интеллектуальное развитие.
Рекомендации для родителей «Как развивать у ребенка интерес к чтению»
Основная роль в приобщении детей к чтению принадлежит, прежде всего, семье и родителям ребенка. Чтобы привить своему малышу интерес к книгам, необходимо соблюдать ряд несложных, но очень важных правил:
1. В первую очередь необходимо тщательно подойти к выбору подходящей для детского чтения книги:
• Размер книги должен быть не очень большим или маленьким, чтобы ребенку удобно было и самому полистать книгу и рассмотреть картинки.
• Страницы книги должны быть из плотной, качественной бумаги, белого или бежевого оттенка, что является наиболее комфортным для зрения.
• Переплёт в книге может быть твёрдым или мягким, с хорошо прошитыми страницами.
• Книга должна соответствовать требованиям экологической безопасности, она не должна сильно пахнуть типографской краской, не должна оставлять отпечатки краски на руках, что может привести к возникновению аллергии.
• Иллюстрации книги должны содержать яркие, красивые, реалистичные картинки и рисунки, чтобы привлечь и удерживать внимание ребенка к развивающемуся сюжету.
• Содержание книги должно соответствовать интересам и потребностям ребенка, его возрастным особенностям. Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для понимания детей.
2. Оформите дома книжную полку с детскими книгами – яркими, красивыми и очень интересными. По возможности, пополняйте её новыми книгами, покупайте и дарите их ребенку на разные праздники. Сначала вы сами будете брать оттуда книги и читать детям. С возрастом ребенок обязательно проявит интерес к ним, будет листать и рассматривать их, а затем и читать самостоятельно.
3. Приучайте ребенка к художественной литературе с самого раннего возраста. Даже дети первого года жизни с удовольствием слушают произведения литературы, особенно в стихотворной форме. Пусть они не в состоянии воспринять в этом возрасте смысл прочитанного, но они получают бесценный опыт живого общения со взрослым, учатся воспринимать и различать звуки, ритмическую структуру нашей речи, различные интонации в голосе своей мамы. Подрастая, малыши начинают понимать и смысл стихов и сказок, развивается их слуховое внимание и память, фантазия и словесно-логическое мышление.
Список литературы для детей от 3 до 4 лет
Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи »...», «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...», .
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира.
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин.«Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и . семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», « Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», « Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», « Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. -Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», ~ер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой. Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. « Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В ле-:v», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
4. Читайте ребенку всегда, когда есть возможность – в очереди в поликлинике, после прогулки, перед обедом, в самолете или поезде. Введите обязательный ритуал чтения перед сном. Каждый вечер, когда ребенок не очень хочет ложиться спать, почитайте ему интересную сказку или рассказ. Это успокоит ребенка и поможет ему быстрее уснуть.
5. По возможности, никогда не отказывайте, если малыш просит почитать ему книгу. Даже если у вас совсем нет времени, хотя бы одну страничку в день.
6. Не бойтесь читать детям длинные произведения, по одной или несколько главе в день, это развивает память и внимательность, поддерживает их познавательный интерес.
7. Обсуждайте с ребенком прочитанные произведения – что ему понравилось и запомнилось, почему так, а не иначе поступил герой, чему учит эта книга. Попросите нарисовать иллюстрацию.
8. Подавайте ребенку образец собственным примером – введите привычку читать книги, обсуждать их с другими членами семьи, обмениваться книгами со своими друзьями.
9. Очень интересным и полезным для всех досугом будет семейных поход в библиотеку. Ребенок может в детском зале выбрать ту книгу, которую он хочет послушать, а в будущем и самостоятельно почитать.
10. Приучайте ребенка бережно относиться к книге: не заворачивать страницы, не рисовать в ней, не рвать листочки, не разбрасывать книги на полу, не брать их грязными руками, своевременно чинить порванную книгу.
Соблюдая эти несложные правила, вы обязательно заинтересуете своего ребенка чтением книг и сформируете в нем будущего читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы...
Значение художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
«Читая авторов, ...
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка и его формировании...
Влияние средств художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей и родителей...
«Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста с ЗПР»
Выступление на Метод Обьединение для педагогов)...
"Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста".
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...