Буклет для родителей " Что такое ФФН"
консультация (подготовительная группа)

Ковалева Наталья Владимировна

Информационный буклет для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_ffn.docx354.35 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух— это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно:

  • узнавать наличие конкретного звука в слове;
  • различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
  • различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза- база и другие.

В школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.

Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то ребенок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ученик заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь- морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа:

  1. Показать ребенку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом- дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Дляполучение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

  • воспитатель или родитель лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
  • изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
  • дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
  • взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
  • при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
  • необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.
  1. Ребенок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

http://s012.radikal.ru/i319/1512/ab/733982914bce.jpg

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало» Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.


Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Пов’язане зображення

Игра «Шумящие коробочки»Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать стакан, стол, кубик, миску. Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра        «Похлопаем»Дети        повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Громко-тихо» Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки в стороны, а если тихо – касаются пальцами рук носа.

Игра «Слушай и выбирай» Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом; рак, лак, мак, бак; коза, коса; лужи, лыжи; мишка, мышка, миска). Взрослый называет предмет, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Верно-неверно» Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет: Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага. Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т.д.


слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак и т. д.) .

Игра «Звукоподражания»Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр. Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЁК»  г..ВОЛГОДОНСКА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

(рекомендации родителей)Результат пошуку зображень за запитом "развитие фонематического слуха"

Игра «Похлопаем»Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Похлопаем» Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

Игра «Отгадай слово» .Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать


Игра «Звук заблудился»Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села.

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом). Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).


г. Волгодонск

        2024г


Составитель: Ковалева Н.В. учитель-логопед http://prylukydnz19.ucoz.ru/_bl/0/79400526.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....

Буклет для родителей "Что такое чистоговорки и для чего они нужны"

В буклете представлена информация о логопедических чистоговорках и как с ними работать...

Буклет для родителей "Что такое ФГОС ДО"

Уважаемые родители! С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС)....

Буклет для родителей "Что такое любовь"

Материал о том, как дети представляют себе любовь, к родителям в том числе....

Буклет для родителей "Что такое интеллект-карта?"

В данном буклете можно познакомиться с понятием интеллект-карта и узнать кто ее автор и создатель....

Буклет для родителей "Что такое семья?"

laquo;Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»  (В. А. Сухомлинский) Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую забот...