Картотека игр с детьми ОВЗ для развития мелкой моторики
консультация
Дидактическая игра является одной из форм обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_detmi_ovz_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с детьми ОВЗ
для развития мелкой моторики
Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы и речи.
Навыки тонкой моторики:
•способствуют развитию речи и мышления ребенка;
•помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
•позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;
•способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь).
Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму.
Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. Стараться ориентироваться на упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук.Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые я стараюсь использовать при работе с детьми.
О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно.
«ЗАСТЕЖКИ»
Учите детей самостоятельно одеваться и раздеваться, упражняйте детей в застегивании и расстегивании пуговиц на одежде, пряжках на сандалиях, ремнях.
Так же можно сделать «застежки» из подручных материалов:
«Длинная дорожка»
Нарезать небольшие полоски плотной ткани, на одном конце сделать петельку, а на другом пришить пуговицу – пристегивать полоски друг к другу.
«Полянка»
Взять кусок ткани, пришить к нему в разных местах пуговицы разных размеров, вырезать из клеенки или ткани фигурки (цветы, животные, геометрические фигуры и др.) и сделать (вырезать) петельки (по размеру пуговиц) – пристегивать фигурки к «полянке», подбирая петельки по размеру пуговиц.
«Сделай игрушку»
Вырезать из ткани части предмета. Например, зайка – ушки, лапки, голова, туловище – все отдельно. На одном конце детали пришить пуговицу, а на другом сделать петельку. Пристегивать части игрушки друг к другу, чтобы получилось целое изображение. Можно сделать животных, домик, веточку с листьями, цветок и др.
«ЗАВЯЗКИ»
Это завязывание и развязывание ленточек, завязок у шапки, шнурков, платочков, узелков, бантиков куклам и т. д. Проводить упражнения лучше в игровой форме: завяжи папе шарфик; маме платочек, бантик; надень мишке шапочку; помоги зайчику завязать шнурки. Задания могут быть разнообразными. Можно использовать реальные предметы и игрушки.
ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ
«ШТРИХОВКИ»
Проводить на контурном изображении линии в заданных направлениях простым карандашом. Сначала по контурным линиям, по показу, затем по одной линии с заданным направлением. Линии проводить близко друг к другу, не выходя за контур.
«ОБВОДКИ»
Обводить карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии - квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.
Обводить карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой.
Дорисовать недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву – ветки, листочки; кораблику – парус и т. д.
«РАСКРАСКИ»
Раскрашивание готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того, как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в одном направлении, с сильным нажимом, не выходя за контур), можно приступать к более сложным раскраскам.
«ЛЕПКА»
Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.
Разминание пластилина пальчиками, раскатывание, сплющивание, прищипывание, размазывание по плоской поверхности и т.д.
«АППЛИКАЦИЯ»
Изготовление поделок из бумаги: вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Изготовление аппликаций из природного материала и других доступных материалов.
«мозаики»
Выкладывание узоров или рисунков по образцу или показу из кнопочек мозаики, кусочков цветного картона и т.д.
«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»
В выполнении упражнений участвуют в равной степени левая и правая рука – поочередно или вместе. Упражнения выполняются по показу.
Вот некоторые из них: зайчик, пальчики здороваются, пальчики бегают, стул, стол, замок, цепочка, кнопочки и другие.
Детям очень нравятся потешки: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик в лес ходил» и т. д.
Есть специальные книги с упражнениями для пальчиков.
«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»
Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.
Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку.
Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:
• начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;
• выполняйте движения и правой, и левой рукой;
• движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением;
• упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;
• прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки;
• используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему;
• при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.
«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе.
Вот несколько упражнений:
• прокатывание карандаша между ладонями;
• растирать центр ладони концом карандаша;
• упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш;
• удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.);
• «собираем карандаши» – брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей);
• «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами;
• слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;
• прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе;
«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКАМИ, ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ»
• Зажать шарик в правой (левой) руке, затем в двух руках и поворачивать в разных направлениях кисти рук.
• Зажать шарик между ладонями: сильно сдавливать шарик, затем расслаблять руки, не выпуская шарика.
• Взять шарик большим и указательным пальцами и сильно сжать его. Аналогично сжимать шар между другими пальцами.
• С силой сжимать в руке шар, который располагается в середине ладони.
«ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ»
Для упражнений можно использовать плоские пуговицы разного цвета и размера.
Некоторые упражнения:
• разложи пуговицы по цвету – на цветные тарелочки; цветную бумагу; цветные контуры (колечки), нарисованные фломастером;
• выбери большие (маленькие) пуговицы;
• найди одинаковые пуговицы;
• цветные дорожки – чередование по цвету, размеру;
• выкладывание по контуру (линия, круг, квадрат и т.д.);
• собери пуговицы в ведерко;
• сосчитай пуговицы ( до трёх)
«ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ»
«Вешаем платочки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок и платочки, нужно повесить платочки на веревку и закрепить их прищепками.
«Веселые фигурки»
Вырезать из цветной ткани или пластика геометрические фигуры, затем прикреплять к ним подходящие по цвету прищепки так, чтобы получилась знакомое изображение: солнышко, елочка, ежик, травка, дождик и др.
«Массаж»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)
«ЛАСКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»
Это игры с мягкими игрушками. Игрушки должны быть детям хорошо знакомы.
Упражнения:
• сначала обследовать игрушки, затем спрятать 2-3 игрушки в мешочек или коробку, ребенок должен с закрытыми глазами на ощупь узнать игрушку (назвать или показать на картинке);
• найти на ощупь названную игрушку;• игра в прятки: взрослый прячет игрушки в разные места, доступные ребенку, а он их ищет (сначала надо ребенку показать игрушки, назвать их
«ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ И КРУПАМИ»
«Орешки»
Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предложите ребенку «очистить орешки», раскладывая чистые орешки в одну тарелочку, а «очистки» - в другую.
«Золушка»
Два вида материалов. Нужно выбрать более крупные предметы из мелких (манка и горох, фасоль и рис, камешки и песок и др.) или разобрать по двум чашечкам (желуди и каштаны, камни и шишки и др.).
«Найди игрушку»
Насыпать в небольшой таз крупу, горох или фасоль (можно использовать сухой песок) и спрятать (закопать) туда маленькие (около 3см) пластмассовые игрушки от киндер-сюрпризов (5-10 штук), счетные палочки или другие объекты. Ребенок должен их найти и достать. Можно сортировать найденные предметы: счетные палочки в высокую бутылку, а игрушки в широкую банку.
«Рисуем пальчиком»
Манку или сухой песок насыпать на поднос тонким слоем и по нему рисовать пальчиком картинки по показу, образцу или самостоятельно. Чтобы нарисовать следующую картинку поднос надо слегка встряхнуть на весу.
«Наполни бутылочку»
В чашке лежит фасоль. Переложить ее в небольшую прозрачную бутылочку. Брать фасоль по одной: сначала правой рукой, затем левой, затем (если получается) обеими поочередно.
Можно пересыпать крупу из бутылочки с узким горлышком в бутылочку с широким горлышком, из бутылочки в стакан, из стакана ложкой в бутылочку с широким горлышком и др.
«Бусы»
Использовать макароны с дырочками (типа коротких рожков) и нанизывать их на ниточку или шнурок.
«Парочки»
Несколько пар предметов разного качества разложить на два подноса. С одного подноса взять предмет, потрогать его, закрыть глаза и найти такой же предмет на другом подносе (палочки, желуди, каштаны, шишки и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) Тема: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».
Показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....
Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...
Мастер-класс "Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук"
показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....
Картотека игр и игрофых упражнений для развития мелкой моторики
Наши пальчики играют - мелкую моторику развивают. Игры тренажоры, с прищепками, шнурчками и карандашами....
Картотека игр с детьми ОВЗ для развития мелкой моторики
Игры и упражнения для развития мелкой моторики с детьми ОВЗ в домашних условиях....
"Картотека игр с детьми ТНР для развития мелкой моторики"
Игры для детей с нарушением речи в домашних условиях....
Картотека игр с детьми ОВЗ для развития мелкой моторики
Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке,...