Нетрадиционные формы работы с родителями.
материал
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.49 КБ |
![]() | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Ток-шоу «Почему ребенку нужна игра? »
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи:
1. показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка;
2. рассмотреть правила организации игровой деятельности;
3. обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи;
4. дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
5. заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи.
6. развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Предварительная работа:
1. информирование родителей о мероприятии через адресные приглашения;
2. анкетирование родителей «В какие игры любит играть ваш ребенок? »
3. подготовка информационного материала- памяток «Виды игрушек», «Чему обучается ребенок в игре? », «Нужно ли играть вместе с ребенком? », «Советы родителям».
4. подготовка выставок развивающих игр, психолого-педагогической литературы.
5. выставка детских рисунков на тему «С кем я играю дома»
Материал и оборудование:
магнитофон, записи детских песен;
коробка с лентами для заключительного этапа;
микрофон;
Лозунг: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В. Менджерицкая
Ход ток-шоу
Встреча строится по типу телевизионных аналогичных программ, в ней принимают участие педагоги, психолог, родители. Столы расположены полукругом. В группе предусмотрено место для выставок развивающих игр, психолого-педагогической литературы, выставке детских работ. Пока родители собираются звучат детские песни.
I. Вступление
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами на нашем ток-шоу. Мы организовали эту встречу, чтобы помочь вам через игру с детьми воспитать качества необходимые для успешной социализации в обществе, успешного обучения в школе.
Но сначала я хотела бы узнать: какое у Вас настроение? Как без слов сообщить о своем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Давайте друг другу улыбнемся.
Психологическая разминка «Улыбка»
II. Основная часть
Ведущий: Итак мы начинаем наш ток-шоу на тему «Почему ребенку нужна игра? »
Ведущий: Я предлагаю игру-приветствие «Мой ребенок» А поможет нам в этом игрушка –микрофон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет несколько слов о своём ребёнке
Ведущий: Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? (предлагает перечислить игры) Из множества опрошенных родителей ни кто не сказал, что их ребенок не любит играть. Большинство из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов детской деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «войнушка», подвижные, настольные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
Ведущий: Все кто готовы будут ответить на вопрос или задать свой вопрос будут говорить в наш «микрофон».
Родитель: Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги» перекладывает их с места на место… Разве это помогает ее развитию?
Ведущий: Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, Собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Вопрос к обсуждению.
В чем, по вашему мнению. Заключается роль игры в развитии ребенка? Ведущий предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.
Ведущий. Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света? », — он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребенком - в цене игрушек.
Помните, во что играли вы в своем детстве? (отвечают родители) К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки — летать?
Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.) . А зачем ребенку нужна игра?
Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи. (Озвучивает утверждения и вывешивает их на видное место.)
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) ;
«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев) ;
Ситуация для анализа.
- На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющих детей: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - спрашивает у ребенка воспитатель.
Тот удивленно смотрит на взрослого и равнодушно отвечает:
-Не - е - е…. Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? – спрашивает у ребенка воспитатель.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас нападу на них! (в голосе слышится враждебность)
- Ему бы только стрелять, убивать да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащие в сумке у матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например.
- А за чем? - перебивая педагога, недоумевает мама. – Пусть играет, во что хочет. Хоть в «Соловья-разбойника»! Какое это имеет значение!
Вопросы к обсуждению.
• Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
• Какое содержание в играх преобладает у вашего ребенка?
• В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Комментарий педагога.
Мнение родителей.
Вопрос к обсуждению.
Есть ли другие точки зрения о значении игры? (желающим предлагается выступить)
Комментарий психолога.
Мнение педагога.
Ситуация для анализа.
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
-Давайте я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возразила:
-Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
-И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.
-Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - убежденно сказал Слава и, набрав в сумку бутылочки от шампуня добавил: - Вот сколько вина я вам принесу!
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
• Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Комментарий психолога.
Родитель: Комментарий психолога.
Рефлексия «Солнце»
Родители становятся по кругу, в центре- ведущий. Вытягивая ленту из коробки, каждый родитель сообщает, что показалось ему интересным, что заставило задуматься и т. Д. Не выпуская ленту из рук, делают 2-3шага назад и образуют солнце.
Звучит песня С. Намина «Мы желаем счастья вам»
Список источников
1. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. Академия, 2000г
2. Семушина Л. Г, Борщанская Б. Р. Практикум по дошкольной педагогике М., 1999г.
3. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990г.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. Майер А. А, Давыдова О. И. 555идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада- Издательство «Творческий центр сфера», 2011.
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для родителей: «7-я – моя радость»
Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком
Ход тренинга
Вступление
Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «7-я – моя радость». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья.
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
1. Упражнение “Слово – ассоциация”.
Педагог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.
Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.
Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.
2. Упражнение «Цветок»
Педагог.
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
3. Упражнение «Как тебе лучше? »
Педагог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:
1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
4. Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы.
Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.
Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.
5. Упражнение «Чего хотят дети? »
Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.
Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».
6. Вручение памятки «Типы семейного воспитания».
Заключительная часть.
Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Спасибо.
Памятка для родителей.
Типы семейного воспитания.
Выделены 10 основных типов семейного воспитания:
1. Гипопротекция - характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
2. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
3. Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Характерен чрезмерный контроль с ограничением активности и самостоятельности, предписывающий образ действий, наказание за малейшие промахи. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви; беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера; страх несчастья с ребенком; страх одиночества; потребность в признании; невротические проявления.
4. Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу«ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
5. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
6. Эмоциональное отвержение. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму сверхкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
7. Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
8. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка несоответствующих возрасту обязанностей и/или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.
Чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводит часто к эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
9. Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.В результате может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая и неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость вызывает внутренний конфликт у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ним, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию
10. Воспитание вне семьи (в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания).
Относитесь же к своим детям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам и к своим детям в своих будущих семьях!
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря». Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к Вам будет идти из глубины сердца.
Уважаемые родители ЗНАЕТЕ ли ВЫ, ЧТО ЕСЛИ:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов». Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)
Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом": Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»
То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ
Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...
Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"
Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...