Влияние речи родителей на развитие речи детей
статья

Муниц Мария Семёновна

Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку эту задачу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_rechi_roditeley_na_razvitie_rechi_detey.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние речи родителей на развитие речи детей

Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку эту задачу. Родители часто говорят от лица детей, выражая их потребности и желания, комментируя их действия на правильном родном языке. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми. Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители учат ребёнка тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем. Индивидуальные различия в развитии речи у детей до некоторой степени обусловлены генетически, а также подвержены влиянию среды. Например, речевое развитие близнецов, как правило, идет более медленными темпами, что может обусловливаться генетикой. Но, кроме того, возможно, оказывает влияние и то, что им достается значительно меньше вербальных сигналов, чем другим детям, так как матерям близнецов приходится делить свое внимание между ними. Кроме того, иногда близнецы общаются друг с другом, используя "примитивный" язык собственного изобретения. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

Развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. В настоящее время последствия влияния телевидения на развитие речи детей становятся все более очевидными. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на окружающую действительность. Внутренний мир детей-дошкольников еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия. Свой «вклад» в этот процесс вносят и телевизионные программы. Казалось бы, ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Но способствует ли это его речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком: близкий взрослый или герой мультфильма? Разница огромная! Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых оборотов, как мы говорим «штампов». Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова, но и отвечает другому человеку. Иными словами, речь ребенка развивается правильно только в общении, в диалоге. Причем, малыш должен быть включен в диалог всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь сопровождала все его практические действия, все его реальные впечатления и, главное — должно быть общение со взрослыми. Дело в том, что речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь «пустым звуком». Современные дети, к сожалению, слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они «поглощают» телепрограммы, которые не требуют от них ответа, на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей, привычной. Зачастую дети предпочитают молчать или изъясняются криками или жестами.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читать выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на вопросы. Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.

Литература

1.ГрибоваО.Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?», Москва, 2004г.

2.Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье», Москва, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мазурик М.И. Влияние речи родителей на развитие речи детей.

Мазурик М.И.Влияние речи родителей на развитие речи детей....

"Влияние речи родителей на развитие речи ребенка"

о том,как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка...

Советы логопеда. Влияние речи родителей на развитие речи ребенка

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Речь родителей влияет на развитие речи ребенка. Как? узнаете из консультации "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Влияние речи родителей на развитие речи детей.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....