Родительское собрание «В КАЖДОЙ СЕМЬЕ СВОИ ТРАДИЦИИ»
материал (старшая группа)
Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskogo_sobraniya_no_2_.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Родительское собрание в разновозрастной группе
продленного дня № 2 «Почемучки»
«В КАЖДОЙ СЕМЬЕ СВОИ ТРАДИЦИИ»
Цели: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Форма проведения: встреча.
План проведения
1. Вступительное слово.
2. Разминка.
3. Этап проведения беседы.
4. Анализ результатов исследований.
5. Беседа «Семейные традиции».
6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
Накануне проведения собрания родители вместе с детьми выполняют следующие задания:
1. Конкурс рисунков «Самая лучшая семья». Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми нарисовать портрет своей семьи - самой лучшей семьи на свете, а на обратной стороне рисунка написать рассказ о своей семье. Из рисунков оформляется групповая книга. Если в дошкольном учреждении есть психолог, то он может поработать с отдельными рисунками (по рисунку можно много узнать о самом малыше и об обстановке в семье).
2. Подготовить рассказ о традиции своей семьи (описать в любом жанре).
3. Принести интересные фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишия. Далее все фотографии объединяются в несколько групп и создаются фотогазеты на темы: «Наша дружная семья», «Творческая семья», «Спортивная семья», «Знающая правила дорожного движения семья», «Любящая домашних животных семья» и т. п. Можно предложить родителям самим оформить фотографии в виде небольшой фотогазеты (формат А3).
4. Сделать поделку на выставку «Наши увлечения».
II. Организационный этап
1. Разместить плакат с названием темы собрания.
2. Разложить тексты с афоризмами для изучения родителями:
• «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Лев Николаевич Толстой);
• «Быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»;
• «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сеyт-Экзюпери);
• «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» (Антон Семёнович Макаренко);
• «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» (Алекса/tдр Сергеевич Пушки/t).
3. Оформить тематическую выставку о семье и семейном воспитании (фотогазеты; выставка поделок «Наши увлечения»; «Семейные традиции» - приложение 1. и др.)
III. Вступительное слово
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. Перед началом нашего разговора я предлагаю вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.
IV. Разминка
Вариант 1. «Предмет моего детства».
На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
Вариант 2. «Объединить объекты в систему».
Вырезать из газет различные заголовки, связанные со словом «семья» И раздать каждой грyппе участников по 3-4 заголовка. Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
Вариант 3. Интересный вопрос.
Воспитатель предлагает родителям поговорить о том, какая семья им больше всего нравится. Он внимательно слушает, поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет: как должна выглядеть эта суперсемья? Как должны говорить члены этой семьи и какое у них всегда должно быть настроение?
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши семьи стали такими, какими мы их хотели бы видеть! Что бы вы делали по-другому? Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи? Какое у вас будет настроение? Как вы будете выглядеть? В заключение воспитатель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя его.
V. Этап проведения беседы
Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы.)
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы - заканчиваете.
• В гостях хорошо, а ... (дома, лучше).
• Не красна изба углами, а (красна пирогами).
• Каково на дому, таково и (самому).
• Дети не в тягость, а ... (в радость).
• Когда семья вместе, и ... (сердце на месте).
• Всякой матери свое ... (дитя мило).
• На свете все найдешь, кроме ... (отца и матери).
• Мать кормит детей, как (земля людей).
• Нет для человека добрее (отца с матерью).
• Нет дороже (отца с матерью).
• Семья - это (семь я).
А теперь домашнее задание для вас! Предложите детям объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Чешский психолог Зденек Матейчек отметил: «Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей».
В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:
«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка ... Постоянное насилие над волей, связанность ... равнодушие, одиночество, скука ... Дом сломал меня ... »
«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным - сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли ... »
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка - но местом, где МОЖНО жить. Местом, где жить хочется. Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.
VI. Этап проведения и анализа результатов исследований
1. Мини-анкеты.
Воспитатель: Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»:
- Что, по вашему, входит в понятие «семейные традиции»? Какие семейные традиции есть в вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2. Ознакомление с традициями семей.
Родители рассказывают о своих семейных традициях.
3. Рассказы детей о праздниках.
Итоги опроса детей.
VII. Этап проведения беседы «Семейные традиции»
Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.
Традиция 1. Семейные праздники.
- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы.)
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал Константин Ушинский.
- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы.)
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре или по фанту.
- Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы.)
Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
- Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы.) Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики - карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери - пусть он видит, на сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты вашего ребенка.
А сейчас небольшая разминка.
Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад и чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я.
Какая же у нас семья? (6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка.)
С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы - темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Традиция 2. Составление родословной своей семьи.
(В качестве примера показывается чья-либо родословная в готовом виде.)
Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя (время на выполнение задания - 5 минут). У кого получился самый многочисленный род?
Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которое вы носите?
Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом? (Родителям можно предложить познакомиться с материалами «О чем говорят Ваши инициалы?») (Приложение Б.)
Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево - дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка»*.
(Обращается внимание на словаА.С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости».)
Традиция 3. Семейные архивы.
Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив - почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом.) Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Традиция 4. Семейный альбом.
Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное.
- Когда вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Традиция 5. Семейный отдых на природе.
- Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? (Ответы.) Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес).
Традиция 6. Семейное посещение театров, музеев, выставок.
- Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры? (Ответы.)
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Традиция 7. Коллекционирование.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявил ось В массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача - помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
- Что можно коллекционировать в семье? (Ответы.)
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.
Традиция 8. Игры с ребенком.
Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?
Мы с уверенностью можем сказать: детство - это игра, игра это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности.
Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.
Игра - это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.
Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа лото, домино, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.
VIII. Подведение итогов собрания
Воспитатель: В наших с вами руках - вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Берегите друг друга, добротой согревайте. Берегите друг друга, обижать не давайте. Берегите друг друга, ссоры все позабудьте И в свободную минуту рядом друг с другом побудьте. О. Высотекая
В заключение собрания можно предложить использовать прием «Чудесная сумка». Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.
Далее решаются текущие вопросы группы, родители задают интересующие их вопросы, воспитатель отвечает.
Вариант решения родительского собрания
1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.
2. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров и музеев.
3. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
4. Начать собирать коллекцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "В каждой семье свои традиции"
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальн...
Родительское собрание «В каждой семье свои традиции»
«В каждой семье свои традиции»Цель: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания повышения педагогической культуры родителей; поиск новых ...
Сообщение на родительское собрание «В каждой семье свои традиции»
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом,И вместе им ...
Конспект родительского собрания "В каждой семье, свои традиции"
Конспект предлагается для ознакомления с семейными традициями. Обмен опытом; для повышения педагогической культуры родителей и поиск новых форм взаимодействия педагогов с родит...
Конспект родительского собрания "В каждой семье, свои традиции"
Разработано для проведения мастер-класса на ГМО педагогов вторых младших и средних групп ДОУ города и района...
Конспект родительского собрания "В каждой семье, свои традиции"
Разработано для проведения мастер-класса на ГМО педагогов вторых младших и средних групп ДОУ города и района...
Сценарий родительского собрания «В каждой семье свои традиции"
Очень люблю, когда все собираются.Белою скатертью стол накрывается.Бабушка с мамою,Папа и я,Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)...