картотека игр для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет
картотека (младшая группа)

Иванова Валентина Николаевна

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются  специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

для развития мелкой моторики рук

у детей 2-3 лет

Подготовила: Иванова Валентина Николаевна

«Переложи игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев.

Задача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой,затем левой рукой Дидактический материал: прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки)

Содержание: Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой.

Методы, приемы: объяснение, показ

Варианты использования: Может проводиться коллективно.

«Выгладим платочки для мамы»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: разгладить лист бумаги

Дидактический материал: листок бумаги

Содержание: Перед каждым ребенком – скомканный лист бумаги.

Нужно прижимая бумагу к столу большим пальцем руки    

 разгладить  остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его

край не остался загнутым.

Методы,приемы: объяснение, показ

Варианты использования: Разглаживать лист бумаги, пользуясь

 одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.

«Пальчики»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Методы,приемы: объяснение, показ

Варианты использования: Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.

Содержание:

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький - шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

«Погремушка»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал: пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Содержание: Левой рукой ребенок держит бутылку, а правой рукой (щепотью или двумя пальцами) большим и указательным берет по одной фасоли и опускает ее в бутылку. В конце закрыть бутылку крышкой и погреметь получившейся погремушкой.

Методы,приемы: объяснение, показ

Варианты использования: Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.

«Волшебная бумага»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: развитие силы рук

Дидактический материал: лист бумаги или салфетка

Содержание: Ребенку дается лист бумаги или салфетка и предлагается ее смять. Получившийся «шарик» можно бросать в корзину с расстояния.

Методы,приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полоски. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

«Дорожка»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Дидактический материал: листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Содержание: Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки.

Методы,приемы: объяснение, показ

Варианты использования: В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)

«Волшебная ложечка»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал: ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Содержание:поставить на поднос 2 чашки: слева чашку с крупой, справа – пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней.

Задача: пересыпать всю крупу в пустую чашку.

Методы,приемы: объяснение, показ

Варианты использования: Ребенок может выполнять движения самостоятельно. С начало можно дать большую ложку, затем чайную.

«Разноцветные прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование: 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает, как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.

«Найди сюрприз»

Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование: Фантики 10-15 штук, мелкие предметы, значки, пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрприза.

Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

«Собери все камешки»

Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению, развитие внимания.

Оборудование: камешки, песок, таз.

Ход игры: Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка).

«Путешествие пальцев»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению, развитие внимания.

Оборудование: «сухой бассейн», мелкие пластмассовые игрушки.

Ход игры: ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные игрушки.

Дидактическая игра "Спаси мышку".

Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

Оборудование: домики, вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.

Ход игры: ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.

«Найди цветок для бабочки».

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование: цветочки и бабочки, вырезанные в паре из одной бумаги.

Ход игры: ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.

«Игра с цветными шариками.»

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование:

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры: ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.

«Весёлые шарики».

Цель: научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование: обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.

Ход игры: ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно - кинестетическое ощущение.

«Сухой аквариум»

Цель: сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры: дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»

Цель: развивать мелкую моторику.                                                                Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»

Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку» разрезные картинки.

Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку.

Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Игры с конструктором»

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

"Игры с прищепками"                                                                     Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т. п., к веревке, к ткани и т. д.

«Игры с бумагой и салфетками»

Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

«Рисунок на крупе»                                                                                  Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – ни будь предметы (забор, дождик, волны, буквы.

«Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

22 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ.В данную картотеку включены следующие игры с описанием: 1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.  2. ИГРА С ИЗЮМОМ. 3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ...

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук у детей в детском саду и дома.

Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная ...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук для детей раннего возраста

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук для детей раннего возраста...

Картотека игр для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются  специальных игрушки, пособия и т.п. ...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук у детей

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук у детей включает виды игр с предметами, находящимися под рукой в каждом доме, импровизированном сухом бассейне с мелкими предметами, игры с клубочками, с ...

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста...