«Развитие навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»
консультация (младшая группа)

Айгуль Илькамовна

                                            

                 «Развитие навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 45»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Развитие навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»

Составила:

воспитатель

Мирзагитова Айгуль Илькамовна

Всем известен тот факт, что здоровье человека закладывается в детстве. Именно в детстве организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Исходя из вышесказанного, именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровья требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Отсюда, одной из важнейших задача является формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, которые и закладывают фундамент гигиенической культуры. Следует также отметить, что самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении, а происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Прежде чем говорить о том, какими навыками должен владеть ребенок в раннем возрасте следует, ответь на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка второго третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков: - приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки); - гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком). Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся: - общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам); - мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры); - зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); - мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых). Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания, поэтому и начинать надо именно с них. Мы знаем, что каждый ребенок – индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков. Мы рассмотрим навыки и умения самообслуживания детей 2- 3 лет: - развитие навыков приема пищи: 2 г. – сосет жидкость через соломинку; 2 г. 6 мес. – переливает жидкость из одной емкости в другую; – переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую; – пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. 3 г. – помогает убрать со стола; – помогает накрыть на стол. – ест вилкой. – развитие навыков одевания и раздевания: 2 г. – снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку; – надевает обувь, носки, штаны; – застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию. 3 г. – расстегивает и застегивает большие пуговицы; – надевает рубашку, джемпер, платье, брюки. - развитие навыков гигиены: 2 г. – при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; – активно участвует в мытье и вытирании рук; – самостоятельно моет руки (лицо); – вытирает нос, когда дают платок. 2 г. 6 мес. – при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; – самостоятельно моет руки с мылом. 3 г. – с помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой; – самостоятельно пользуется носовым платком. – развитие навыков опрятности: 2 г. – снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок; – просится в туалет (используя слова). 2 г. 3 мес. – под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 г. – под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях. Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша. 1. Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. 2. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. 3. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. 4. Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания). Обучение конкретным навыкам самообслуживания включает в себя следующий алгоритм: 1. развитие навыков самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше; 2. в процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным; 3. после объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие; 4. во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д. Любое действие можно разделить на маленькие под действия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так: 1. Сядь на стульчик 2. Возьми штанишки обеими руками за поясок 3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину 4. Поставь ножку на пол 5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину 6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др. И, в конце нашей стать хотелось бы остановиться на некоторых советах родителям и представить их вниманию памятку по развитию культурногигиенических навыков у детей раннего возраста.

Литература:

  1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2007. 2. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Рреализация ФГТ в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010. 3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М: Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. 4. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. – М.: Издательство «Айри
  2. с-пресс», 2007.

2019 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....