Консультация для родителей "Игры и упражнения для мелкой моторики"
консультация (младшая группа)

Аитова Рания Мунировна

Консультация носит рекомендательный характер, дает советы и различные игровые упражнения именно для развития мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_d_rod_igry_i_upr_dlya_mel_motor.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

«Игры и упражнения  на развитие мелкой моторики рук»

         Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

      С 10 месяцев до 1,5 лет развивая пальчики, можно использовать следующие потешки: (поочередно загибаем пальчики)

 Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

 Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел. (перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

 Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка. (загибаем пальчики)

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

  плетение;

 лепка (из пластилина, глины);

 нанизывание на нитку бусин;

 различные игры – шнуровки;

 конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);

  мозаики;

 вырезание из бумаги и картона;

 вырисовывание различных узоров.

        Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

         Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

        Су-джок терапия одно из направлений акупунктуры, методика которого основана на непосредственном воздействии на определенные биологические активные точки, на кистях и стопах человека носит название су-джок терапии. Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).

         Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев, ягод рябины.

       Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. Если во дворе зима-что может  быть лучше снеговика или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

        Рисование, раскрашивание. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Изготовление поделок из природного материала. Это могут быть шишки, желуди, соломы и т.д. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, моторика рук.

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок. Тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса  и попросить ребенка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Игры в мяч, кубики, выкладывание мозаики.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут уверенные.

Все эти упражнения приносят пользу ребенку:

-во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом;

-во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

-в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие речи.

                                                            Желаю  удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей.  Занятия, игры, упражнения»....

Консультация для родителей. Комплекс упражнений для развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) и речевого дыхания.

Предложенный материал  поможет родителям  организовать занятия с ребенком  в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: « Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

Консультация для родителей на тему:  « Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения.Не все мамы зна...

Консультация для родителей«Игры и упражнения дляразвития мелкой моторики рук детей »

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей...

Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи, через использование кинезиологических игр и упражнений»

Работая с детьми, приходиться наблюдать, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавш...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Консультация для родителей «Игровые упражнения, развитие мелкой моторики рук»

В данном документе представлены игры для развития мелкой моторики рук....