Формы детсадовского буллинга
консультация
Что такое буллинг? Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Кто участвует в буллинге? В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети.
Физическая форма буллинга.
Особенностью дошкольника является неспособность контролировать агрессивные вспышки, недостаточная сформированность сферы саморегуляции. Поэтому физическая травля встречается в детском саду достаточно часто. К физической форме буллинга относится прямое физическое воздействие: ребенка бьют, пинают, кусают, царапают, плюют на него и т.д. Физическая агрессия наиболее характерна для детей 2-3 лет. Безусловно не все формы физического воздействия можно отнести к буллингу, но если один ребенок регулярно сталкивается с этим , то такое поведение мы маркируем как буллинг.
Причем останавливать физическое насилие педагогу приходится практически ежедневно: дети снова и снова используют эту привычную для них форму взаимодействия и решения конфликтов.
Вербальная форма буллинга.
Словесная форма буллинга появляется позже физической , поскольку она требует более развитых социальных и речевых навыков. Эьл обзывания, насмешки, дразнилки, обидные прозвища, негативные комментарии. Словесные нападки могут касаться любых аспекиов личности ребенка: внешности (рыжий, очкарик и т.д.), интеллекта (дурак, тупой, придурок и т.д.), поведения и эмоциональных реакций (жадина-говядина, рева-корова и т.д.), имени ребенка (Иван-болван, Сашка-какашка и т.д.).
Обычно словесные издевательства происходят в отсутствие взрослых, но, конечно же, для педагога, как правило, не составляет труда заметить эту форму буллига, так как она проявляется регулярно. Иногда воспитатели советуют не обращать внимания на прозвища, потому что «это всего лишь слова». Тем не менее вербальная травля может оставить глубокие эмоциональные раны на долгое время.
Имущественная форма буллинга.
Имущественная форма буллинга подразумевает нанесение вреда собственным вещам ребенка: взять без спроса или отобрать принесенную из дома игрушку или какой-то другой личный предмет, сломать поделку другого ребенка, испортить его рисунок, испачкать одежду и т.д. Нередки случаи, когда ответственность за произошедшее возлагается на жертву (не приноси в детский сад игрушки – и тогда их ни кто не возьмет», «не стоит плакать это же просто рисунок – нарисуй еще», «если бы ты не была жадиной и поделилась – твою игрушку не сломали бы»).
В этих ситуациях жертву обвиняют в том, что с ней произошло. Если такие ситуации происходят регулярно, то формируется культура неуважения к чужому имуществу и провоцируются случаи, когда можно безнаказанно отбирать игрушки или вещи, ломать их и т.д.
Эксклюзирующая форма буллинга.
Одна из самых распространенных форм запугивания в детских садах. Проявляется как исключение ребенка из круга сверстников: когда от него отворачиваются, ему не отвечают, его не принимают в игру. В результате ребенок чувствует себя одиноким. Исключение негативно влияет на социальное поведение в будущем, поскольку социальная изоляция нарушает потребность в принадлежности, вызывает негативные эмоции и провоцирует ответную агрессию.
Знание о существовании разных форм буллинга позволяет не только системно понимать этот феномен и идентифицировать его на практике, но и ставить вопрос о том, какие именно возрастные особенности дошкольника проявляется в конкретном виде травли. Это в вою очередь дает возможность осуществлять профилактику возникновения указанных видов насилия в детских коллективах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детсадовская газета "Радуга"
Обсуждая новые формы работы с родителями, педагоги детского сада «Радуга» п. Промышленная приняли решение издавать свою, детсадовскую газет...
"Детсадовский рэп"
«Детсадовский рэп» «КИНОКОМПАНИЯ АЛЁНУШКА ХХI ВЕК» ПРЕДСТАВЛЯЕТ: «ДЕТСАДОВСИЙ РЭП»В РОЛЯХ: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ, ЗАВЕДУЮЩАЯ, ВОСПИТАТЕЛИ, НЯНИ, ПРОХОЖИЕ.Есть в посёлке нашем детский сад.Назв...

Флэшмоб по-детсадовски, или Утренняя гимнастика в честь Дня защиты детей
Подготовил воспитатель :Большакова Ольга Николаевна1 июня 2015 годаСценарийразвлекательной утренней гимнастикисовместно с родителямиИдея, сценарий, музыка, оформление: воспитатель Большакова О. Н.Офор...

Районный конкурс "Лучший школьный и детсадовский двор"
В данном конкурсе наша дошкольная организация заняла 1 место и сертификат на сумму 100000 тысяч рублей....

Восприятие правил дорожного движения ребенком детсадовского возраста
Знакомство родителей с правилами дорожного движения для восприятия детьми....
«Как адаптировать ребенка к детсадовскому питанию?»
Консультация для родителей: «Как адаптировать ребенка к детсадовскому питанию?»...