Стили семейнного воспитания
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98 комбинированного вида»
Беседа с родителями на тему
«Стили семейного воспитания»
Подготовила: воспитатель
Курчаткина О.В
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.
Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. [5; с. 319]
Очень часто родители жалуются на своих детей и недовольны ими. Они не могут понять одну простую вещь, что в итоге от ребенка они получают то, что в него вкладывают. Казалось бы, вкладывают в него всю любовь, а отдачи никакой, или, наоборот, вроде бы и особо не опекали, а получился благодарный ребенок, почему так? На всё есть свои объяснения, если родители в состоянии принять их, так как это подразумевает принятие своих ошибок и просчётов в воспитании. Типологию поведения ребёнка и, даже какой тип личности будет у ребёнка, когда он вырастет, можно прогнозировать заранее в зависимости от стиля воспитания, который применяют родители [8].
По мнению английского психолога Л. Джекона, особенность отношений родителей к своим детям закрепляются у последних в их собственном отношении к окружающим и оценкам их. [4; c. 89]
В зависимости от меры «жестокости – мягкости» стиль может быть определён как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов [6; c. 95].
Авторитарный (властный, контролирующий) стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные [7; 269].
При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью [6; c. 96].
А.Б. Добрович [3; c. 13] приводит несколько ролей, которые могут быть навязаны такими родителями. Это роль «козла отпущения», роль «забитого» и роль «Золушки».
Подобный стиль общения, по мнению В.П. Левковича, приводящий к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье формирует у детей негативные качества: лживость, скрытность, озлобленность, жесткость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей [4; c. 93].
Все авторы сходятся в том, что такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к формированию у ребенка тревожного типа личности, неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным.
Дети из таких семей склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность [2].
Демократический стиль воспитания – определяется высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка [5; c. 320].
Этот стиль воспитания включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми. Достоинство ребёнка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и тёплые. Ребёнок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий, родители уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт.
Что касается поведения и поступков ребёнка, то все проступки родители обсуждают с ним, что бы понять мотивы, и чтобы ребёнок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени уже сформированы нравственные качества.
На глазах у ребёнка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и неконфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вот в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Вкратце эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрёкам и нотациям в свой адрес. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать «место под солнцем» [8].
В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют хорошее физическое развитие, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия [5; c. 320].
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична) [6; c. 96].
Исследователями выделены следующие аномальные стили воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам [5; c. 321]. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и привязанности [1; c. 20].
2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обострённом внимании и заботе к ребёнку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя [1; c. 20].
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притязаний ребёнка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности. Усиливает истероидные акцентуации у детей [5; c. 321].
4. Эмоциональное отвержение. Ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство ребёнком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребёнку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.
5. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности [1; c. 20].
6. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на него ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям [5; c. 323].
Список использованной литературы
1. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
2. Детская психология: типы семейных отношений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.azps/ru
3. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович. – М., 1987.
4. Калинина, Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребёнка/ Р.Р. Калинина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 89 – 97.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
6. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластёнина. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 200 с.
7. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
8. Что лепили, то и получили (стили семейного воспитания и их последствия). [Электронный ресурс]. – 01 – 11 - 2005. – Режим доступа: http//www.info-online.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"
Увлекательное родительское собрание с элементами тренинга...
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...
Родительское собрание"Стили семейного воспитания"
содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. пока...
Стили семейного воспитания.
Данный материал может использоваться , как доклад на МО и на родительские собрания....
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей. Влияние стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А у другого ро...
Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...
Презентация проекта на тему "Создаем традиции в стилях семейного воспитания" (Формирование семейных ценностей)
Проект, направленный на повышение уровня знаний детей о своей семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях....