Воспитание гуманных чувств у дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Воробьева Марина Николаевна

консульнация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация

на тему: «Воспитание у детей гуманных чувств и отношений»

        

План

  1.        Роль социальных эмоций в нравственном воспитании

  2.        Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей

      Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между ребятами, способствует установлению обстановки эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе детского сада.

    При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у  него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг и потребность контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

    Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Философская энциклопедия, 1970).

    Социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников (А. В. Запорожец)

   

 По работам А.В. Запорожца:  развитие социальных эмоций начинается с первых месяцев жизни младенца «комплекса оживления»  положительные эмоциональные отношения к матери и другим близким людям. В комплексе оживления ученый видит «зародыш всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств».

Он прослеживал процесс развития социальных эмоций и чувств, отметил, что на третьем году жизни у малыша возникают простейшие моральные переживания и к младшему дошкольному возрасту ребенок имеет уже относительно богатый эмоциональный опыт.

Именно в период дошкольного детства закладываются основы эмоциональной идентификации со сверстниками и взрослыми, формируются социальные эмоции.

К социальным эмоциям и чувствам относятся нравственные  (моральные), интеллектуальные и эстетические.

Нравственные эмоции и чувства возникают и развиваются у детей в процессе общения и в ходе совместной деятельности, они во многом определяются нормами морали и нравственными принципами.

Интеллектуальными эмоциями и чувствами называются те, которые возникают у детей в процессе познания действительности. Интеллектуальные чувства дошкольников выражаются в познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками истины, анализом и решением проблемных ситуаций.

Эстетические эмоции и чувства возникают у ребенка при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического. Их вызывает у детей творение природы и рук человека.

Я думаю, что социальные эмоции очень помогают ребенку адаптироваться к окружающим, уметь реагировать на ситуации, вовремя прийти на помощь.

 А еще надо формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими :  доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.  А также учить детей выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу окружающих  ( взрослых, сверстников ). Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом; обращаясь к сверстнику, смотреть на него, называть ласково по имени, внимательно слушать товарища, вежливо отвечать на его просьбу, вопрос. Учить детей налаживать общение с незнакомыми ровесниками, с младшими и старшими детьми. 

Высшие человеческие чувства и эмоции формируются в процессе усвоения ребенком социальных ценностей и требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведении.

В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые или злые, как красивые или безобразные.

Развитие эмоциональной сферы идет со становлением произвольной регуляции. Эта произвольность сначала проявляется в игровой деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности.

Проблемой взаимоотношений в игровой деятельности занимались многие  исследователи  А.П. Усова, Г.П. Щедровицкий, И.Б. Теплицкая и другие.

А.П. Усова рассматривала более тесные связи между участниками в играх. Она выделила этапы развития игры и характеризует особенности связей между участниками на каждом этапе:

а) игра «рядом» - каждый из них действует отдельно, независимо от деятельности сверстников;

б) объединение в сюжетно-ролевой игре: распределять роли, обсуждать будущие ситуации; согласовывать свои интересы с желаниями партнеров, уступать или настаивать на своем;

в) объединение на основе интереса к сверстнику:  согласованные действия, желания действовать вместе, проявляют уступчивость и т.д.;

г) создание «детского общества» -  коллектив: общая цель, распределение ролей, согласование действий на основе лидерства подчинения или равноправного сотрудничества.

Качества «общественности», необходимы ребенку для вхождения в общество играющих: он сталкивается с отношением участников к себе, проявляет свое отношение к ним, вступает во взаимосвязи с партнерами, оценивает их предложения с точки зрения продолжения сюжета и т.д. Такие требования создают возможности для воспитания доброжелательности, уступчивости, способности отстаивать свое мнение, убеждая партнера в его справедливости.

Исследования Г.П. Щедровицкого внесли существенный вклад в проблему изучения взаимоотношений в игре. Он отмечает, что в игре существуют две структуры: «внешняя» - идущая от воспитателя, направлена на регуляцию сюжета игры и отношений по ролям, и «внутренняя», идущая от самих детей, выходящая за рамки  ролевых отношений и отражающая личностное отношение к партнерам.

Г.П. Щедровицкий считал, что детское общество создается не в содержании игры и действиях по ролям, а в деловых отношениях, побуждающих детей к обсуждению вопросов распределения ролей, развертывания сюжетных линий, а также столкновения интересов и проявления отношения к партнеру.

И.Б. Теплицкая разрабатывает содержание игр для малышей, побуждающих их к вступлению во взаимодействие.

И так в игре у ребенка формируются умения: общения, договариваться, уступать, доброжелательность…

А также активным приемом формирования у младших дошкольников представлений о способах проявления отзывчивости, партнерства, доброжелательности с помощью настольного (кукольного) театра. Воспитатель разыгрывает перед детьми ситуацию, в которой персонаж испытывает эмоциональный дискомфорт.

Подобным образом могут быть использованы наборы сюжетных картинок.

Обсуждение картинок позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявление отзывчивости, прийти на помощь, и следовать ему в собственном поведении.

Чтение художественной литературы детям помогает увидеть положительных персонажей и героев, которые вызывают  симпатию, чувство радости, желание подрожать  им. Часто герои рассказов и сказок переживают оттого, что причинили другим вред, мучаются до тех пор, пока не исправят свою вину. Отрицательные герои высмеиваются, лишаются того, к чему стремились: жадные-богатства, ленивые и грубые-ожидаемой награды.

Самое главное надо позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении художественной литературе, нашли отражение в их жизни.

Продуктивна и трудовая деятельность способствует проявлению: доброжелательности, взаимоотношений, объединение процессом деятельности, наличие необходимости вступления в общее обсуждение по поводу качественного выполнения задания и получения результата, соответствующего поставленной цели (Р.С. Буре, Н.С. Пантина и др.). Р.С.Буре характеризует три способа организации труда детей, различающиеся характером связей между участниками.

Труд «рядом» - дает возможность воспитывать поведение, ориентируясь на занятость сверстников.

Труд «общий» - нормы поведения в коллективе: осознание своей причастности к общему делу, ответственности перед участниками за качество своей деятельности и за общий результат.

Труд «совместный» - создаются возможности для упражнения дошкольников в использовании моральных норм. Умение самостоятельно планировать последовательность действий, распределять задания между участниками, использовать при затруднении морально оправданные способы поведения; умение приходить к общему решению, поддерживать интересные предложения партнеров.

В общении деятельности у детей нарастает практический опыт использования моральных норм в качестве средств регуляции взаимоотношений, который переносится в самостоятельную деятельность.

А также в процессе обучения Р.С. Буре  наблюдая взаимосвязей между детьми при выполнении ими разнообразных заданий, позволило составить характеристики, отражающие наличие нравственно-волевых качеств и отношений к сверстникам. Она разработала соответствующую методику воспитания детей в процессе обучения, оказавшую положительное влияние на формирование отношения к сверстникам.

В.Н. Давидович использовал изобразительную деятельность в качестве средства воспитания способов сотрудничества, положительного взаимодействия. Деятельность начиналась с беседы, в ходе которой им предлагались к обсуждению конкретные ситуации, требующие согласования в предстоящей деятельности. Такие беседы помогают научить детей ориентироваться на замыслы партнеров, учитывать их и оценивать их значение для получения общего результата.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите, кто слабее; доброго отношения к младшим, с заботой о них. Постепенно дети узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей, взрослых, не мучает животных.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Оно возникает как ответное на постоянную заботу и любовь родителей к своему ребенку. А воспитывать это надо на конкретных примерах , которые объяснят детям, в чем должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым.

Чувство доброты, желание помогать окружающим развивается у детей вместе с радостью и гордостью за поступки взрослых.

Надо учить детей делать добрые дела, помогать, спасать – ЗАДАРОМ.

Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастет у них в чувство заботы о другом человеке.

Целенаправленная работа педагога позволяет сформировать устойчивое проявление гуманного отношения к сверстникам, окружающему, взрослым.

Средства и методы воспитания у детей гуманных чувств

средства

методы

Воспитание эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательное – к хвастовству

Чтение рус.нар.сказки «Заяц-хвастун»

Чтение сказки. Обсуждение поведения зайца-хвасты. Подведение детей к выводу: скромность –хорошо, а хватоство - плохо

Учить проявлять симпатию друг к другу, распределяться на пары по взаимному выбору. Учить принимать предложения партнера или возражать в тактичной форме

Ручной труд. «Грибы» (коллективная работа)

Задания одинаковые по сложности и содержанию. Учить навыкам сотрудничества-распределению материала между собой. Постепенный переход к совместно-последовательной деятельности

Учить детей сопереживать и самостоятельно выяснить причину огорчения, находить  адекватные способы оказания помощи, поддержки

Беседа по картине

Рассматривание ситуативной картинки  и отвечая на вопрос «Как надо поступить?», дети подбирают к ней  дополнительные картинки с изображением детей, проявляющие разное отношение к ребенку  (ответы своего поступка), и объясняют выбор своего ответа. Такое обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявление отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении

Проявления отзывчивости

Демонстрация ситуаций с помощью кукольного театра

Разыгрывание перед детьми ситуацию, в которой персонаж испытывает эмоциональный дискомфорт.  Обратить внимание на эмоциональное состояние куклы, обратиться к ней с ласковыми словами, прийти на помощь. Положительная оценка правильных ответов и поступка, побуждает детей действовать также

Литература

Эмоциональное развитие дошкольника/ под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.

Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.-80с.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1989.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободяник Н.П.  Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (12).

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:

- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);

- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);

- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были - вам не скажем, а что делали - покажем»);

- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);

- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт - взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...

Воспитание гуманных чувств у дошкольников

Кратко о методах воспитания...

Формирование этических представлений и воспитание гуманных чувств у дошкольников

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее,кто прилагает усилия, чтобы она стала еще к...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновремен­но вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качест­вам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осужде­ния, негодования...

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Народная сказка является действенным средством воспитания гуманных чувств, а вариативность методов и форм работы зависит от творчества и фантазии педагогов....

Публикация воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Публикация о воспитании у детей дошкольного возраста гуманных чувств...