Семинар практикум "Маршрут первоклассника"
материал (подготовительная группа)

Колесникова Галина Николаевна

Объединение усилия педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения по дороге в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_marshrut_pervoklassnika.docx22.71 КБ
PDF icon marshrut_pervoklassnika.pdf1.53 МБ

Предварительный просмотр:

                                                         Колесникова Галина Николаевна

                                          МБДОУ № 53 «Радуга»

               г. Канск

                     воспитатель

Семинар практикум «Маршрут первоклассника»

Цель: Объединение усилия педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения по дороге в школу.

Задачи:
• повысить теоретические знания и практические умения, навыки родителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности жизнедеятельности детей;
• активизировать совместную деятельность учреждения и родителей по обучению детей ПДД;
• объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по составлению индивидуального безопасного маршрута будущего первоклассника.

Оборудование: проектор, экран,  карточки с цифрами, листы, фломастеры на каждого участника семинара, знаки ПДД; выставка дидактических игр по ПДД. 

Дорогие родители! Первого сентября вы поменяете статус родителя дошкольника на статус родителя первоклассника. Для вас это будут новые знакомые, новые хлопоты, и новые переживания о своем ребенке. Особенно вас будет волновать и безопасность вашего первоклашки по дороге в школу и обратно. Цель нашей с вами встречи сегодня - составление наиболее безопасного маршрута ребенка.
Прежде чем приступить к практической деятельности, хотелось бы узнать, насколько вы, родители, сами соблюдаете правила дорожного движения.

Предлагаю вам следующую игру. (Каждый берет по 3 карточки с цифрами 1,2,3.) Я задаю вопросы и предлагаю 3 варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. Справитесь? На каждый вопрос на обдумывание даётся 10 секунд.

1. Пристегиваете ли вы своего ребёнка в машине/есть ли у вас детское автомобильное кресло?

1) да, конечно. Без него мы никогда не возим ребёнка.

2) нет, от аварии оно все равно не спасёт. Деньги на него ещё тратить.

3) кресло есть, но пристёгиваемся редко.

2. Перебегаете ли вы со своим ребёнком дорогу в неположенном месте?

1) да, случается часто

2) периодически

3) стараюсь никогда этого не делать

3. Разговариваете ли вы со своим ребёнком, когда переходите дорогу?

1) да, а что в этом такого

2) нет, никогда

3) когда как

4. Автобус приближается к остановке. Ваши действия.

1) бежим к автобусу

2) ждём полного прекращения движения автобуса

3) не помню, не обращал /а внимания

5. Выходя с ребёнком из автобуса, первым выходит:

1) ребёнок

2) родитель

3) когда как

6. Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу?

1) быстро перебежать улицу

2) вернуться на тротуар

3) остановиться посреди дороги

Как известно обо всём на свете, дети узнают от своих родителей. Первичные навыки безопасного поведения ребёнка на улице должны сознательно прививаться семьёй, именно на Вас, родители, ложится основная обязанность: и только вы можете научить ребёнка безопасно вести себя на дороге, своим личным примером показывать ежедневно, как вести себя на улице. Давайте договоримся: этот маршрут должен быть не обязательно самым коротким, не обязательно самым быстрым, но обязательно – самым безопасным для вашего ребенка. Ваша задача – вместе с ребенком пройти путь от дома до школы, посмотреть на него с точки зрения безопасности и составить на бумаге схему рекомендуемого маршрута и описание к ней. Необходимо показать на маршруте самые опасные участки. Обязательно обсудите это с дошкольником. А знаете ли вы сами, как подразделяются улицы в соответствии с их протяженностью, шириной, интенсивностью движения? Какие в связи с особенностями улиц непредвиденные ситуации могут возникнуть и как их избежать? Я приведу самые типичные особенности улиц. И масса ситуаций, возникающих на улице.

Слайд №2 Вы вышли из дома. Если у подъезда дома движение транспорта, сразу обратите на это внимание ребенка и посмотрите вместе - нет ли машин. Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и "выгляните": нет ли за препятствием скрытой опасности. Значит, от самого порога необходима повышенная осторожность. И так шаг за шагом проследуйте по маршруту, объясняя ребенку сложность пути.

Слайд №3 Во время движения по дороге в школу и обратно приучайте ребенка останавливаться, приближаясь к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию.

Слайд №4 На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту на право (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее право положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево - крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.

Слайд №5 Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что, пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, когда крупный автомобиль отъедет подальше.

Слайд №6 Ваш дом находится далеко от школы и ребенку предстоит несколько остановок проехать на автобусе, пусть даже и школьном? Обговорите со своим школьником эту ситуацию. Нанесите остановку на «семейный» план.

Слайд №7 Часть его пути пролегает по дворам, между домами? И в этом случае не расслабляйтесь! Беспечность во дворе тоже опасна! Обсудите это с вашими первоклашками, что сейчас во дворах тоже много машин. Из-за стоящей может выехать и набирать скорость другая. Или какой-то автомобиль вдруг въедет во двор с проезжей части дороги, со стороны улицы. Если вы идете между домами-многоэтажками, машина может выскочить между ними. Не пропускайте такие особенности маршрута ваших детей! Наносите их на свой план. И обязательно – предварительно обсудив с ними. Что для нас важно?

Очень важный момент: выбирая с ребенком маршрут следования из дома к месту назначения, обязательно обговаривайте направления, по которым ему идти нельзя ни в коем случае. Подробно разберите, и уж никогда, даже если опаздываете, а «опасный» путь короче, не нарушайте принятого Решения. Выходить из дома следует заблаговременно - так, чтобы остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

Слайд №8 Существуют три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.

Навык сосредоточения внимания. Перед переходом дороги необходимо приостановиться, выдержать паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки.

Навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть окружающие его предметы, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге), так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т. д.), закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля. Ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

Чтобы избежать трагедии, взрослые постоянно должны напоминать детям элементарные правила безопасного поведения на дороге до тех пор, пока правильные действия не войдут в привычку. В частности, объяснить ребенку, как опасно переходить дорогу в наушниках, которые не позволяют услышать ни шума приближающейся машины, ни ее звукового сигнала.

Слайд №9 Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог. Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых.

Маршрут передвижения от дома к школе и обратно рисовать не сложно. На нем могут быть как объекты, с которыми вы непосредственно сталкиваетесь по пути, так и отдаленные. Мы даем урок, как нарисовать маршрут передвижения от вашего дома к школе в общих чертах. Уверены, что вы понимаете, у каждого ребенка такой маршрут строго индивидуальный. По-своему у вас будут расположены дороги, дома, объекты недвижимости, встречающиеся на вашем пути, пешеходные переходы. Вы просто должны понять, как строится такой маршрут в общих чертах, из каких элементов он состоит. Ну что ж, начнем!

Этап 1. Чертим общий вид нашего маршрута. На бумаге строим большой прямоугольник почти по всему периметру листа. Это границы нашего маршрута. Разделяем его на несколько частей линиями дорог. Каждая дорога состоит из двух линий. У нас здесь будет две дороги: одна, длинная, вдоль листа, другая, покороче — поперек, она соединяется с длинной дорогой, но не пересекает ее. То есть у нас на маршруте две улицы. Внизу левой части листа начертим четыре прямоугольника. Это дома на вашей улице, один из них, самый крайний, будет вашим местом жительства.

Этап 2. Теперь чертим линии пешеходных дорожек — тротуаров. Это прямые, параллельные друг другу на расстоянии поуже, чем линии проезжих дорог. Здесь же изобразим контуры школы. Вверху листа отчертим прямоугольник — школьный двор, а в нем покажем здание вашего учебного заведения.

Этап 3. Сейчас крестиками отметим два здания: школу и ваш дом. Затем пунктирными линиями изобразим ваш путь из школы домой по школьному двору, далее по одному тротуару, затем пересечение дороги через пешеходный переход, потом по другому тротуару и так до самого вашего дома. Это и есть ваш каждодневный путь из дома в школу и обратно.

Этап 4. На этом этапе возле тротуаров с разных сторон прямоугольниками нарисуем объекты, возле которых мы проходим по дороге. Это большой прямоугольник — гипермаркет и маленькие квадратики — магазинчики. Они находятся напротив друг друга у пешеходного перехода. За магазинами обозначим отдаленный объект кривой линией — границу парка.

Этап 5. Теперь начертим еще одну пешеходную дорожку через проезжую часть, напротив вашего дома через дорогу три жилых дома, похожие на ваш. За ними чуть поодаль расположим большой овал — это стадион. Он тоже отдаленный объект.

Этап 6. Тут мы раскрасим наш маршрут. Сделаем дома голубого цвета. Стадион оранжевого. Парк зеленого, гипермаркет и магазинчики сиреневого, школу серого цвета. Дороги для машин светло-серые, тротуары — темно-серые. Красным пунктиром выделим ваш маршрут передвижения.

Этап 7. Осталось нанести надписи на элементах нашего маршрута. Делайте их четко черным цветом на светлых объектах и белым цветом на темных объектах.

Существуют три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания.
Перед переходом дороги необходимо приостановиться, выдержать паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки.
Навык наблюдения.
Ребенок должен научиться видеть окружающие его предметы, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге), так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля.
Ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Чтобы избежать трагедии, взрослые постоянно должны напоминать детям элементарные правила безопасного поведения на дороге до тех пор, пока правильные действия не войдут в привычку. В частности, объяснить ребенку, как опасно переходить дорогу в наушниках, которые не позволяют услышать ни шума приближающейся машины, ни ее звукового сигнала.

Уважаемые родители! 

Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.
Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых. Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного движения.
И помните о том, что именно родителям подражают дети, копируют их модель поведения, в том числе и на улице. Поэтому взрослые должны своим примером демонстрировать правила безопасного поведения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по преемственности с дошкольными учреждениями "Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» (презентация), Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового поколения"

Семинар для воспитателей Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы».Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового пок...

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

·        Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.·        Привлечь внимания роди...

Семинар для учителей начальных классов: «Коррекционно – развивающая работа на уроке, позволяющая улучшить качество воспроизведения учебного материала в период адаптации первоклассников» Сообщение на тему: «Развитие зрительной памяти»

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других "познавательных" процессов. Работая над тем или иным процесс...

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников совместно с детьми «Играем и развиваемся вместе»

Увлекательный семинар-практикум для родителей, где они могут побывать в роли экспертов....

Семинар-тренинг для родителей "Ваш ребенок первоклассник"

Семинар-тренинг будет полезен педагогу-психологу, а также педагогам ДОО....