Консультация для родителей по проблеме комплексной подготовки ребенка с ОВЗ для успешного обучения в школе.
консультация (подготовительная группа)

Наталья Леонидовна Корчагина

Материалы выступления педагога-психолога на родительском собрании по проблеме комплексной подготовки ребенка с ОВЗ к успешному обучению в школе, правовой и нормативной защите ребенка с ОВЗ при поступлении на обучение в школе и рекомендации родителям по организации безопасности ребенка при переходе на следующую образовательную ступень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Парус» г.Волгодонска

Ребенок идет обучаться в школу.

Права.

Безопасность.

Комплексная готовность.

материалы выступления

 педагога-психолога Корчагиной Н.Л.

на родительском собрании

1a148a7e

   

 

                                                   г. Волгодонск

                                                                          2023г.

Уважаемые Родители, сегодня речь пойдет о дальнейшем образовательном пути наших воспитанников - ваших детей.

         В последние годы были разработаны нормативные акты, касающиеся обучения и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Существует перечень документов, обеспечивающих сохранение прав любого ребенка на образование и предоставление условий специальной помощи.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР — 5353/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.05.2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2015 г. N 01-50-174/07 -1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Зачисление в школу для детей с ОВЗ основано на тех же правилах, что и зачисление детей в обычную школу. Правила зачисления указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Зачисление в специализированные образовательные организации детей с ОВЗ осуществляется на основании:

  • Личного заявления родителя (законного представителя) ребенка.
  • Заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082.

Обучение детей с ОВЗ в школах: способы и особенности

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ТПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ТПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в Сузе или Вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Инклюзивное обучение в обычной школе 

Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.
      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают 
эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

Преимущества интеграции:

    + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;
    + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Коррекционная школа 

В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII.  Сейчас такого разделения нет.

В обучении в коррекционной школе есть плюсы:

      + дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными,
      + программы рассчитаны под определённую особенность,
      + такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения;
      + часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.

Но существуют и довольно существенные минусы:

      - дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме,
      - под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование.

Надомное обучение

Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно. 

Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации. 

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

Минусы:

родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;

надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

      + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;

      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;

      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;

      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

Минусы:

      - трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;

      - при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;

      - для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;

      - дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;

      - онлайн-школы платные.

А ВАШ РЕБЕНОК В БЕЗОПАСНОСТИ?

Что делать, если ребенок пропал?

Срочно звоните в полицию, или службу 112, а после подачи заявления звоните в поисково-спасательную службу «Лиза Алерт» 8 800 700 54 52. Штрафов за «ложный вызов» и «правила трех суток» не существует.

         Дети на самом деле не понимают какой драмой для родителей может стать их потеря. Разговаривайте с детьми, объясняйте им, что они для вас очень важны и ценны.

Правила, которые должен знать каждый ребенок:

  1. Если ты потерялся стой на месте.
  2.  Как только ребенок понял, что не знает куда идти и не видит своих взрослых он должен остановиться.
  3. Алгоритм «трех О» — оглядеться, остановиться, окликнуть.
  4. Есть экстремальные ситуации, когда необходимо громко позвать маму или папу.
  5. Обращаться за помощью можно к человеку с ребенком, полицейскому или к человеку, который работает там, где он потерялся.
  6. Не надо идти на поиски родителей, даже если чужой взрослый предлагает пойти их искать.
  7. Родители найдут тебя сами.
  8. Если потерялся в лесу, то обращаться за помощью надо к любому взрослому.
  9.  Если потерялся в транспорте и уехал, а мама осталась на остановке, то надо выйти на следующей остановке и стоять ждать ее.
  10. Если мама уехала, то просто ждать на той же остановке.

7 шагов к безопасности ваших детей

  1. Говорить с ребенком о безопасности начинайте с самого раннего возраста и делайте это регулярно. Когда идете на городской праздник или в торговый центр в разговоре уточните помнит ли он ваш номер телефона? К кому можно обратиться за помощью в том или другом месте? Играйте: спросите у ребенка вот к этой женщине можно обратиться? А к этому мужчине? А почему нет? Почему ты думаешь, что он здесь работает?
  2.  Рассказывайте истории из своего детства. Задавайте вопросы, что с его точки зрения вы сделали неправильно, что правильно и что бы он делал на вашем месте.
  3.  Предложите малышу научить бабушку правилам безопасности. Пусть он расскажет бабушке что делать, если она потеряется на улице. Если ребенок любит играть в детский сад, школу, устройте ему шуточный экзамен по безопасности.
  4.  Помогите ребенку выучить телефоны близких — мамы, папы, сестры, брата, бабушки. Чтобы в случае, если не ответит один взрослый, то ответил бы другой. Можно превратить заучивание номеров телефонов в игру — кубики с цифрами складывать в номера, записки по квартире разместить, наклейки наклеить, магниты на холодильник и т. д.
  5.  Придумайте пароль, по которому ребенок узнает вас, а вы — его, в случае звонков с чужих телефонов.
  6.  Научите определять ребенка свое местоположение. Как ориентироваться в городе, где найти название улицы, что обозначают цифры на домах. Если есть телефон, то надо научить пользоваться кнопками геолокации, мессенджерами, через которые можно отправить свое местонахождение.
  7.  Научите детей игнорировать любые просьбы взрослых людей и конкретным фразам как отказывать им: «Простите я спешу», «извините, мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми людьми» и т. д.

                 Повторяйте много раз, что взрослый человек не обращается за помощью к ребенку! Не надо учить детей геройствовать. Любая экстремальная ситуация, свидетелем которой стал ребенок - это повод звонить в 112 и быстро позвать взрослых. Потому что чаще всего, по статистике, такие истории, когда ребенок спасает другого на льду или на водоеме — заканчиваются плачевно.

 Расскажите детям про службу 112, научите их, что позвонив туда, надо сказать свое имя, фамилию и местонахождение, чтобы оператор не подумал, что это баловство.

P.S Дети на самом деле не понимают какой драмой для родителей может стать их потеря. Разговаривайте с детьми, объясняйте им, что они для вас очень важны и ценны. Не теряйтесь!

Комплексная готовность

 ребенка к обучению в школе

  1. Физическая или физиолого-биологическая зрелость ребенка
  • рост;
  • масса тела;
  • окружность грудной клетки;
  • частота сердечных сокращений;
  • АД;
  • мышечная сила;
  • мелкая и крупная моторика;
  • длительность концентрации внимания;
  • длительность сохранения вынужденной позы.

  1. Социальное развитие
  • коммуникативные навыки;
  • ориентировка в социальных ролях;
  • деловое и дружественное общение;
  • соблюдение дистанции в общении;
  • формирование понимания морально-этических норм и правил;
  • формирование понятий «хорошо-плохо», «правда-неправда»;
  • формирование навыков подчинения и выполнения правил.

  1. Психологическое развитие (ВПФ)

  • Интеллектуальная сфера:

          -восприятие;

          -память;

          -мышление;

          -внимание;

          -речь.

  • Эмоционально-личностная сфера:

-осознание собственных чувств и чувств других людей;

-отношение к себе и окружающим;

-переживания;

-контроль и произвольность переживаний;

-половая идентификация (мальчики не плачут, девочки не дерутся).

  • Мотивационная сфера:

-формирование устойчивой мотивации на процесс обучения;

-формирование позитивного отношения к школе, к обучению;

-внутреннее побуждение к познавательной активности;

-формирование устойчивых убеждений, интересов, интеллектуальных  

 потребностей (+);

-(-) завести   друзей; не спать днем; взрослая жизнь; получение красивых

 школьных принадлежностей.

Вывод

Главная задача Родителя на период подготовки ребенка к обучению в школе:

  • Обеспечить безопасность ребенка;
  • Научить его выполнять правила и инструкции Родителя и Учителя;
  • Дать понимание ребенку, что школа это - интересно;
  •  Сформировать самоконтроль и регуляцию поведения!

Педагог-психолог

МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска

Корчагина Н.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе »

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей. Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Консультация для родителей. Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"

Консультация для родителей " Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе"...

Консультация для родителей “Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника с ОНР – залог успешного обучения в школе “

Понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отноше...