Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Д»
учебно-методический материал
Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Д»
Ягоды малины.
Даша и дедушка в лесу собирали (ягоды).
(ягод) там было много.
Даша и дедушка набрали этих (ягод) полное ведёрко.
Дома все пили молоко с ароматными (ягодами).
Дубок
Дети увидели около дуба маленький (дубок).
— Ой, какой маленький (дубок),— сказала Надя.— Откуда он?
— Этот (дубок) вырос из жёлудя старого дуба,— ответила Лида.
— Давайте пересадим (дубок) туда, где больше света,— предложила Надя.
— Не надо. Старый дуб защищает его своими ветвями от ветра и лучей солнца.
Рассказы с вопросами.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
1. У Данилы Долгина была большая собака — дог.
У кого...? Кто...?
Данила выводил каждый вечер своего дога гулять.
Что делал...? Когда...?
Собака была добрая и никого не трогала.
Какой была...?
Но Данила водил дога на поводке, чтобы ребята его не боялись.
Кто...? Что делал...?
2. На дубе было гнездо дроздов.
Где...? Что...? Чьё...?
Скоро в гнезде появились маленькие дрозды.
Где...? Кто...?
Взрослые дрозды часто улетали за кормом.
Кто...?
Кот Васька влез на дуб и добрался до гнезда.
Куда...? До чего...?
Но тут прилетели дрозды и стали больно клевать кота.
Кто...? Кого...?
Кот спрыгнул с дуба и потом долго зализывал раны.
Откуда...? Что делал...?
3. Даша в огороде на грядке посадила дыни.
Кто...? Где...? Что...?
Долго Даша ухаживала за дынями.
Кто...? Как...? Зачем...?
К концу лета на Дашиной грядке появились дыни.
На чьей...? Что...?
Даша угощала своими дынями всех: родителей, бабушку, тётю и своих друзей.
Кто...? Чем...? Кого...?
Недоразумение.
Однажды Аня села на поезд и поехала на дачу. И поезд тоже поехал на дачу. А кусты, деревья и столбы поехали назад, в Москву. Аня сама ехала и смотрела в окно, как они едут. Пока Аня жила на даче, все деревья, кусты, столбы были в Москве. А как только она поехала с дачи назад, в Москву, они стали возвращаться на дачу. Она — туда, а они — оттуда! Она — оттуда, а они — туда! Никак не встретятся.
H. Булгаков
Белка и Ворон.
— Дедушка Ворон, сколько будет дважды два?
— А зачем тебе знать, рыжий ты хвост?
— Я два раза по два гриба нашла. Положила сушиться на пенёк. Хочу знать, каков будет запас?
— Будет четыре.
— Дедушка Ворон, а трижды три — сколько?
— Опять ты здесь, торопыга!
— Я уже три раза по три гриба на пенёк отнесла. Каков теперь будет запас?
— Будет девять.
— Хны-хны... Дедушка Ворон, а сколько будет одиножды один?
— Тьфу, привязалась... И будет один!
— Хны-хны... И неправда! Одиножды один будет — ничего...
— Как неправда? Как ничего?
— А так... Пришёл один Медведь и за один раз все мои грибы съел. И ничего не осталось!
Э. Шим
Дождь.
Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Васе было видно только небо, полное дождя.
— Мама! — позвал Вася.
Мама пришла из кухни. От мамы пахло молоком, в руке она держала нож.
— Откуда дождь падает?
— Из тучи, ты ведь сам знаешь!
— А куда?
— На землю, Вася, на землю! Всё падает на землю! — сказала мама, начиная сердиться.
— А откуда тучи?
— Вода испаряется с земли!
— Значит, дождь идёт сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?
— Можно сказать и так.
— Значит, дождь идёт всё время! — сказал Вася.
— А вот этого сказать нельзя! — И мама улыбнулась.
Лесной доктор.
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. Мы побоялись за наше дерево, но было поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Два паренька отдыхали на нашей осине. Это они пилили лес.
— Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?
— Дятел дырки наделал,— ответили ребята.— Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.
Стали вместе все осматривать дерево. Дерево было свежее, только не более метра в длину внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом и приступил к операции. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка.
— Видите,— сказали мы ребятам,— дятел — это лесной доктор, он спас осину. И она бы жила и жила, а вы её срезали.
Пареньки подивились.
M. Пришвин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД "В гостях у Букварика"
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...
Игра "Интернет - букварик"
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»
Конспект НОД .Развитие речи....
Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».
Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»
Речевая направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....