Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Д»
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Д»

       Ягоды малины.

Даша   и   дедушка   в   лесу   собирали (ягоды).

(ягод) там было много.

Даша  и   дедушка   набрали  этих (ягод) полное ведёрко.

Дома все пили молоко с ароматными (ягодами).

  

       Дубок

Дети  увидели  около   дуба   маленький (дубок).

— Ой, какой маленький (дубок),— сказала Надя.— Откуда он?

— Этот (дубок) вырос из жёлудя старого  дуба,— ответила     Лида.

 — Давайте пересадим (дубок) туда, где больше света,— предложила Надя.

 — Не надо. Старый дуб защищает его своими ветвями от ветра и лучей солнца.

 

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

 

1.     У Данилы Долгина была большая собака — дог.

У кого...? Кто...?

Данила выводил каждый вечер своего дога гулять.

Что  делал...? Когда...?

Собака была добрая и никого не трогала.

Какой была...?

Но Данила водил дога на поводке, чтобы ребята его не боялись.

Кто...? Что   делал...?

 

 2.     На дубе было гнездо дроздов.

 Где...? Что...?  Чьё...?

Скоро в гнезде появились маленькие дрозды.

Где...? Кто...?

Взрослые дрозды часто улетали за кормом.

Кто...?

Кот Васька влез на дуб и добрался до гнезда.

Куда...? До чего...?

Но тут прилетели дрозды и стали больно клевать кота.

Кто...? Кого...?

Кот спрыгнул с дуба и потом долго зализывал раны.

Откуда...?  Что   делал...?

 

3.     Даша в огороде на грядке посадила дыни.

Кто...?   Где...?   Что...?

Долго Даша ухаживала за дынями.

Кто...? Как...? Зачем...?

К концу лета на Дашиной грядке появились дыни.

На чьей...? Что...?

Даша угощала своими дынями всех: родителей, бабушку, тётю и своих друзей.

Кто...? Чем...? Кого...?

 

Недоразумение.

       Однажды Аня села на поезд и поехала на дачу. И поезд тоже поехал на дачу. А кусты, деревья и столбы поехали назад, в Москву. Аня сама ехала и смотрела в окно, как они едут. Пока Аня жила на даче, все деревья, кусты, столбы были в Москве. А как только она поехала с дачи назад, в Москву, они стали возвращаться на дачу. Она — туда, а они — оттуда! Она — оттуда, а они — туда! Никак не встретятся.

                                                                                                          H. Булгаков

 

Белка и Ворон.

—  Дедушка Ворон, сколько будет дважды два?

— А зачем тебе знать, рыжий ты хвост?

— Я два раза по два гриба нашла. Положила сушиться на пенёк. Хочу знать, каков будет запас?                                      

— Будет четыре.

— Дедушка Ворон, а трижды три — сколько?

— Опять ты здесь, торопыга!

— Я уже три раза по три гриба на пенёк отнесла. Каков теперь будет запас?

— Будет девять.

— Хны-хны... Дедушка Ворон, а сколько будет одиножды один?

— Тьфу, привязалась... И будет один!

— Хны-хны... И неправда! Одиножды один будет — ничего...

— Как неправда? Как ничего?

— А так... Пришёл один Медведь и за один раз  все мои грибы съел. И ничего не осталось!

                                                                                                                Э. Шим

 

Дождь.

         Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Васе было видно только небо, полное дождя.

—   Мама! — позвал Вася.

Мама пришла из кухни. От мамы пахло молокомв руке она держала нож.

— Откуда дождь падает?

— Из тучи, ты ведь сам знаешь!

— А куда?

— На землю, Вася, на землю! Всё падает на землю! — сказала мама, начиная сердиться.

—  А откуда тучи?

—  Вода испаряется с земли!

—  Значит, дождь идёт сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?

—  Можно сказать и так.

—  Значит, дождь идёт всё время! — сказал Вася.

—  А вот этого сказать нельзя! — И мама улыбнулась.

 

Лесной доктор.

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. Мы побоялись за наше дерево, но было поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Два паренька отдыхали на нашей осине. Это они пилили лес.

— Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

—  Дятел дырки наделал,— ответили ребята.— Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали вместе все осматривать дерево. Дерево было свежее, только не более метра в длину внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом и приступил к операции. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка.

—   Видите,— сказали мы ребятам,— дятел — это лесной доктор, он спас осину. И она бы жила и жила, а вы её срезали.

Пареньки подивились.

                                                                                                        M. Пришвин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....